Среда, 26 апреля 2017
Политика 6 апреля 2017, 00:01 Наталья Рожкова

Рамзан Кадыров — самый популярный губернатор «ВКонтакте»

Эксперты проанализировали активность глав российских регионов в социальной сети

Фото: ТАСС/Афонина Елена

Только шесть глав российских регионов активно ведут свои страницы в самой популярной в РФ социальной сети «ВКонтакте»: Рамзан Кадыров (Чечня), Рустам Минниханов (Татарстан), Сергей Собянин (Москва), Андрей Воробьев (Подмосковье), Шолбан Кара-оол (Тыва) и Игорь Орлов (Архангельская область). Каждая их публикация набирает более 10 тыс. просмотров. К такому выводу пришли эксперты агентства «Интернет-агитация», проанализировавшие для «Известий» страницы губернаторов в Сети. «ВКонтакте» выбрана для анализа как самая популярная сеть — согласно данным ВЦИОМа, ею пользуется 52% россиян.

В марте «ВКонтакте» запустила счетчики просмотров для всех публикаций, что дало возможность оценивать реальную посещаемость аккаунтов. Ранее определить уровень популярности страницы можно было лишь приблизительно — исходя из числа подписчиков, лайков и репостов. 

«Интернет-агитация» отобрала для анализа все страницы глав регионов в соцсети «ВКонтакте». Для детализированной статистики были взяты аккаунты, обновляющиеся хотя бы раз в месяц, — это значит, что с начала 2017 года губернатору достаточно было сделать три записи, чтобы попасть в рейтинг. Однако даже с такой периодичностью свои страницы в «ВКонтакте» обновляют только 18 губернаторов из 85, еще пять глав регионов перестали вести аккаунты, у остальных их никогда не было. 

Лидеры в Сети

Лидером рейтинга стал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, каждая запись которого набирает в среднем 73 тыс. просмотров. При этом в самой Чечне живет только 4% подписчиков Кадырова, остальные — пользователи из других регионов России (14% — из Москвы). Любимый прием главы Чечни — публикация коротких видеороликов, это самый востребованный контент соцсети «ВКонтакте». Самым популярным постом в 2017 году стало обращение к бойцу ММА Хабибу Нурмагомедову по поводу отмены его поединка с Тони Фергюсоном — видео посмотрело более 200 тыс. человек.

Глава Татарстана Рустам Минниханов занимает вторую строчку в губернаторском рейтинге: каждый его пост читает в среднем 36 тыс. человек. В отличие от Рамзана Кадырова подписчики Рустама Минниханова — в основном жители возглавляемого им Татарстана, глава региона часто обращается к ним на родном языке. В его аккаунте ставка сделана на фотографии, которые часто публикуются без каких-либо пояснений. Самой популярной записью в 2017 году стал видеоролик, посвященный юбилею экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Мэр Москвы Сергей Собянин — третий по популярности, посты столичного градоначальника набирают около 34 тыс. просмотров. Всего в Москве живет более 4 млн пользователей «ВКонтакте», отмечает генеральный директор агентства «Интернет-агитация» Андрей Цепелев.

Разные рецепты успеха

Еще три губернатора идут с большим отрывом от лидеров — их страницы имеют схожую статистику со средними показателями 13–14 тыс. просмотров каждого поста. Так, четвертое место занимает глава Московской области Андрей Воробьев, пятое — губернатор Тывы Шолбан Кара-оол, а шестое — руководитель Архангельской области Игорь Орлов.

Андрей Воробьев активно следит за трендами, говорят эксперты: он одним из первых протестировал прямые трансляции «ВКонтакте», а также опубликовал пародийный клип на хит «Тает лед», чтобы популяризировать подмосковный субботник 31 марта. Через соцсеть Андрей Воробьев обращается не только к жителям Подмосковья, но и к главам муниципалитетов и управляющих кампаний. Например, во время снегопадов он призывал их интенсивнее вести уборку снега.

Страница губернатора Тывы (население республики — 300 тыс. человек) активно продвигается в городских и районных группах «ВКонтакте» — этим, по словам Андрея Цепелева, объясняется успех аккаунта. Кара-оол — единственный губернатор в рейтинге, чья страница закрыта для комментариев (пользователи не могут ничего написать под постом).

Глава Архангельской области Игорь Орлов в этом году опубликовал всего пять постов, однако пользователи активно читали все записи губернатора. Самой популярной из них стало предложение придумать название алмазу рекордной величины, добытому в Мезенском районе области. Запись собрала 25 тыс. просмотров и 1,6 тыс. комментариев, однако итоги конкурса спустя полтора месяца так и не были подведены. 

Эксперты «Интернет-агитации» отметили, что многие даже сравнительно активные (записи не реже раза в месяц) аккаунты ведутся формально. Так, страница «ВКонтакте» главы Иркутской области Сергея Левченко собирает в среднем по 1,5 тыс. просмотров на пост. Заброшены и не ведутся аккаунты Виктора Толоконского (Красноярский край) и Александра Жилкина (Астраханская область), хотя у последнего — 15 тыс. подписчиков.

Мнение экспертов

Управляющий партнер компании SNMG Денис Терехов, комментируя результаты рейтинга, отметил, что тройка лидеров удивления не вызывает: по его словам, это закономерно, если речь идет об активности, направленной на целевую региональную аудиторию. Однако попадание на пятое место губернатора Тывы стало сюрпризом. 

— Из Москвы может показаться, что никто, кроме явных лидеров, не ведет активных аккаунтов, но это не так, — заметил Денис Терехов. — Возможно, кто-то пренебрегает федеральной повесткой в пользу местной — такой глава региона не будет на слуху в столице, но его аккаунт может быть востребован местными жителями.  

По мнению Андрея Цепелева, если половина избирателей находится в соцсетях, значит, там должны присутствовать и руководители регионов. 

— Это уже не дань моде, а необходимость, — заявил эксперт. — Другой вопрос — что делать губернатору и его команде с этой массой людей, которая подписалась и теперь следит за страницей? Первый вариант — публиковать пресс-релизы и закрыть комментарии, чтобы не было жалоб и негатива. Второй вариант — делать яркие интересные посты (как, например, Рамзан Кадыров), задавать подписчикам вопросы и проводить конкурсы (как делает Игорь Орлов), отслеживать обращения и работать с ними (так поступает глава Вологодской области Олег Кувшинников). В этом случае страница превращается в полноценный канал коммуникации, который позволяет губернатору улучшать свой политический имидж, увеличивать ядро сторонников.

Не только под выборы

Денис Терехов также отметил, что актуальность обратной связи будет со временем расти — это диктуется, в частности, возросшей активностью молодежи, которая привыкла общаться и получать информацию в соцсетях.

— При этом выборы — это только месяц-два в году, но коммуникацию социально ответственная власть выстраивает постоянно, — подчеркнул он. — Люди видят, начинают ли с ними общаться за несколько недель до выборов или власть на связи всегда.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что по числу просмотров записей в социальных сетях нельзя судить о популярности или потенциальном рейтинге главы региона.

— Аккаунт могут читать как факт медийной жизни, но эта популярность не будет трансформироваться в рейтинг, — заявил Константин Калачев «Известиям». — Рамзан Кадыров по популярности в социальных сетях — не только «ВКонтакте», но и в Instagram — мог бы соперничать с премьером Дмитрием Медведевым, но это не означает, что они обладают равным федеральным рейтингом.

Наверх

Мнения

Наверх