Новая концепция АП: праздники как рецепт народного единства

Очень важно понимать, что делает людей единым народом. Что является теми пресловутыми духовными скрепами, о которых многократно говорили в предшествующие годы и над которыми посмеивается оппозиция? Почему один народ отделяет себя от другого и самокодифицируется как некая единая общность?
Влияет на этот процесс общая история, и не только настоящая, в которой мы все вместе живем, но и прошлая, и будущая, которую только предстоит создавать. Эта общая история нуждается в постоянной актуализации. Как раз для этого и придуманы праздники.
Праздники — это всегда напоминание о неких предшествующих исторических событиях. Например, церковные — практически все они приурочены к тем или иным событиям либо из евангельской истории (деяния Иисуса Христа), либо к подвигам святых. И отсюда вытекает некий церковный календарь. Точно так же действует и светский календарь, который приурочен к знаменательным датам и событиям, повлиявшим на нашу историю. В собственном сознании каждый год мы как бы вспоминаем и актуализируем их.
Для того чтобы напоминать людям собственную историю, существует по большому счету всего лишь два механизма. Первый — это система образования, когда со школы людям что-то рассказывают и напоминают. Второй — это государственные праздники.
И в этом контексте система образования имеет узкую локацию. Она сосредоточена на молодых людях и только гуманитарной специализации. Потому что если человек идет в технический вуз, то он учит историю достаточно факультативно. И получается, что сейчас мы наблюдаем, как очень многие из наших студентов не могут ответить на элементарные вопросы — например, когда началась война. Некоторые даже считают, что и Ленин у нас участвовал во Второй мировой войне, и что Сталин сверг царя, ну и так далее. То есть путаница огромная.
Праздники же — действуют на всё общество целиком. Каждый человек, получив дополнительный свободный день, спрашивает себя: а почему сегодня выходной день? А потому что у нас сегодня, например, 23 февраля. А что такое 23 февраля? И хочешь не хочешь, собственную историю вспоминаешь.
Как говорил Маяковский: «Слова у нас до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платья». Так вот праздники имеют тенденцию «ветшать», затираться. И если старшему поколению уже не надо объяснять, что такое 8 Марта или День России, то молодым эти даты могут ни о чем не говорить.
Ну провели какой-то утренник, урок мира или что-то еще, и от праздников начинает веять некоей казенщиной. Они превращаются в формальность, отталкивают от себя молодежь, которая не воспринимает их как что-то, имеющее отношение к жизни.
Стоит вспомнить, что во все века праздник воспринимается как некая радость, веселье, сбой в рутинной работе или жизни. То есть люди не только отдыхают, но и поздравляют друг друга — благодарят, по-своему реалистично «дарят благо». Иногда на себя эту функцию берет государство.
Праздники должны очищаться от формализма, в них всегда должно быть что-то новое, живое, с непосредственным участием самих людей. Отсюда и концепция, на которой, кстати, настаивает сейчас администрация президента: праздники должны проходить не по наезженным лекалам, а с проявлением творческой инициативы.
Вспомним День Победы 9 Мая и идею одного человека, которая стала народной, — акцию «Бессмертный полк». Она вызвала большой энтузиазм у народа. Но если мы будем превращать эту акцию в формальность, она перестанет быть интересной. Поэтому и появилась установка — каждый раз вносить что-то творческое, новое, неповторимое, непохожее на предыдущий год.
Из последних примеров — 8 Марта. Тогда администрация президента дала указание всем губернаторам не превращать это всё в бюрократическую формалистику, отметить праздник креативно, так, как до этого никогда не отмечали. Полная свобода фантазии, полная свобода воли. Губернаторов попросили подключить общественные организации, подключить людей — тех, у кого есть идеи на этот счет. И всё получилось. Как мы помним, губернаторы постарались — кто-то читал стихи собственного сочинения, кто-то поставил в центре города фотоэкспозицию в виде восьмерки и так далее. А наши посольства по всему миру дарили женщинам цветы. В Нью-Йорке, в Париже — выходили и дарили. Соответственно, люди спрашивали: а что это, в связи с чем? И им объясняли, что есть такой праздник — Международный женский день.
Очевидно, что на следующие праздники — 9 Мая, День защиты детей 1 июня, День России, 1 сентября, День народного единства, Новый год — будет дана такая же установка.
Это планируется делать и с помощью грантов, и помогать административным ресурсом. Чтобы вице-губернаторы не занимались дежурным выписыванием определенного количества грамот и благодарностей, а подключали всевозможных «массовиков-затейников», которые будут помогать и придумывать местным властям новые концепции.
Конечно, регионы будут опираться и на собственные силы. Из Москвы никакой праздник, например, в Магадане никто делать не будет. Механизм такой: администрация дает регионам свободу действий и поощряет всяческую инициативу и творчество. А в регионе люди сами решают, что для них интересно. По идее, условный магаданский вице-губернатор должен пригласить свою культурную общественность, журналистов, людей, которые имеют отношение к данному празднику — потому что это может быть, например, День рыболова. Поговорить с ними, узнать, о каких-то лучших практиках, как они уже отмечали что-то подобное. Попросить их покреативить, проявить инициативу, подумать: а как бы мы могли в этом году сделать это наиболее интересно для всех работников отрасли. Люди придумают, а власть сделает всё, чтобы помочь. Чтобы инициатива — состоялось.
Эта помощь может заключаться в предоставлении помещений, связи, транспорта, оповещения в СМИ и так далее. Если на это нужны деньги — можно выдавать региональный грант. Потому что везде есть общественные палаты, везде есть губернаторские фонды, и они могут выдать региональный грант общественной организации, которая возьмет на себя организационную работу по подготовке мероприятия. В итоге в каких-то субъектах могут появиться весьма любопытные практики, опыт которых будет интересно растиражировать на всю страну.
Автор — политолог, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции