Махмуд Ахмадинежад захотел нового срока

Президентская кампания в Иране в самом разгаре. Ультраконсервативный экс-глава исполнительной власти Махмуд Ахмадинежад зарегистрировался в качестве кандидата на президентский пост. Эксцентричный политик взбудоражил иранское общество и весь истеблишмент, ослушавшись высшего руководителя Али Хаменеи, который ранее посоветовал экс-президенту не раскалывать общество и не участвовать в выборах. Однако экс-президент, пользующийся немалой популярностью электората, не думает останавливаться. Эксперты сходятся во мнении, что действующий иранский президент Хасан Роухани все же сохранит свой пост, однако держат в голове «фактор Трампа».
Немногие кандидаты на пост президента Ирана дойдут до выборов. Политическая система Исламской Республики уникальна. В стране довольно регулярно проходят выборы, причем на различных уровнях, однако все кандидаты проходят «фильтр» Совета стражей конституции — особого органа, который проводит проверку и отбор всех кандидатов по большому набору критериев, начиная от личной жизни и заканчивая приверженностью исламу. Это крайне влиятельная структура, де-факто работающая под руководством верховного лидера (рахбара) Ирана Али Хаменеи. Таким образом, без решения — официального или негласного — рахбара ни один кандидат не может быть допущен к выборам. Имена кандидатов, прошедших такой отбор, окончательно станут известны в конце апреля.
Действующий президент Хасан Роухани также официально выдвинул свою кандидатуру. Он принадлежит к так называемому либерально-реформистскому политическому лагерю. Другим сильным кандидатом является консервативный экс-генпрокурор и председатель самого крупного исламского фонда «Астан Кудс Разави» Ибрагим Раиси. Выдвижение Махмуда Ахмадинежада стало, пожалуй, одним из самых неожиданных событий внутриполитической жизни Ирана. Напомним, что Ахмадинежад был президентом в 2005–2013 годах и запомнился крайне консервативным политическим курсом и неоднозначными заявлениями.
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сажина, шансы на то, что Совет стражей конституции пропустит кандидатуру Ахмадинежада, практически нулевые.
— Выдвижение Ахмадинежада взбудоражило не только истеблишмент, но и всё иранское общество. Его выдвижение вопреки рекомендациям верховного лидера Хаменеи воспринимается в Иране как открытый саботаж. Всё, что говорит Хаменеи, даже если это просто советы, — больше чем закон. Политическая система Ирана такова, что, прежде чем быть допущенными к выборам, все кандидаты проходят через очень серьезное сито. В том, что Ахмадинежад не станет кандидатом, у меня нет никаких сомнений. Другой вопрос, какую политическую роль он будет играть в будущем, — пояснил эксперт «Известиям».
Ослушавшись совета Рахбара, Ахмадинежад попал под огонь критики, в том числе и со стороны консерваторов. Так, экс-министр иностранных дел, а ныне влиятельный глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи сказал, что «Ахмадинежад обязан следовать учению Хаменеи».
Жители крупных городов относятся к Ахмадинежаду отрицательно. Но при этом экс-президент по-прежнему сохраняет свою популярность в иранской провинции.
Усиление давления США на Иран, в особенности после прихода в Белый дом Дональда Трампа, с одной стороны, увеличивает шансы иранских консерваторов. Однако с другой стороны, независимо от того, кто станет победителем президентской гонки, политический курс страны по-прежнему будет определять Верховный лидер Али Хаменеи, в соответствии с введенным после исламской революции принципом «велаят аль-факих» — правлением духовенства. При этом политическое будущее Ахмадинежада уже находится под большим вопросом как минимум потому, что он нарушил волю рахбара.