Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Открылась первая в России ретроспектива Джорджо де Кирико

Третьяковская галерея представила около 100 работ итальянского художника
0
Открылась первая в России ретроспектива Джорджо де Кирико
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В рамках фестиваля «Черешневый лес» Третьяковская галерея открыла одну из долгожданных выставок этого года — «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Творчество итальянского предвестника сюрреализма впервые так масштабно экспонируется в России: на двух этажах здания на Крымском Валу разместилось около 100 работ.

Материалы по теме
3

Холсты, графика, скульптурные работы и даже костюмы для дягилевских «Русских сезонов» позволяют проследить эволюцию стиля де Кирико от хрестоматийной метафизической живописи 1910-х годов до неоклассики 1930-х–1940-х и поздней неометафизики. Большинство экспонатов предоставил Фонд Джорджо и Изы де Кирико, выступивший инициатором проекта. Среди других участников — крупнейший арт-дилер Давид Нахмад, итальянские галереи, лондонский Музей Виктории и Альберта, а также наш ГМИИ имени Пушкина.

Не отказал Третьяковской галерее и Центр Жоржа Помпиду. Французскому музею принадлежит одна из ключевых картин художника: «Полуденная меланхолия» (1913). Именно ее посетитель выставки видит в первую очередь — и сразу может схватить суть метафизической живописи.

Внешне реалистичный, но наполненный какой-то подспудно ощущаемой тайной городской фон (площадь, труба, кирпичная стена…) вступает в странный диалог с двумя «ощетинившимися» огромными артишоками на переднем плане.

Де Кирико неоднократно будет использовать артишоки, груши, виноград в своих работах, помещая их в неожиданный контекст, как будто порожденный сном. Как тут не вспомнить о Сальвадоре Дали, бесконечно раскидывающем кусочки бекона и надломленные гранаты по залитым солнцем южным пейзажам. Параллель не ограничивается внешними приемами: Дали эффектно «присвоил» саму идею сюрреализма, фактически уже сформулированную де Кирико в метафизических работах 1910-х годов.

Но в отличие от испанца — артистичного, стремящегося к театральности и всегда обращенного вовне, — итальянец предпочитает сосредоточенный взгляд внутрь себя. А вместо слонов на огромных паучьих ножках и полыхающих жирафов изображает пустынные городские площади, наполненные мистическими странностями: искажением перспективы, невесть откуда взявшимися тенями, безликими, а то и безголовыми статуями.

Увы, наиболее известный период творчества де Кирико в экспозиции представлен как раз весьма скромно: помимо упомянутой «Полуденной меланхолии» в Москву приехали лишь пара портретов и два рисунка. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, это связано с тем, что нью-йоркский Museum of Modern Art, владеющий главными картинами этих лет, не участвует в музейном обмене. Зато поздние эксперименты мастера удалось отразить куда шире: это и аллюзии на картины старых мастеров (подражания Рубенсу и Ватто, автопортреты в барочных нарядах), и композиции с манекенами, и, наконец, диалоги с античной мифологией и собственным ранним творчеством («Возвращение Улисса», 1968).

Как выясняется, ключевое слово в названии выставки — отнюдь не очевидное «метафизические», а именно «прозрения». Художник предстает не только предтечей сюрреализма, но и едва ли не первым постмодернистом и концептуалистом, указавшим дорогу Синди Шерман и Шерри Ливайн. Эта тема поднимается и в статьях увесистого каталога, подготовленного к выставке, — фактически первого научного издания по Джорджо де Кирико в России.

Впрочем, вряд ли стоит говорить о переосмыслении творчества де Кирико или даже смещении акцентов. Такую задачу кураторы и организаторы выставки не ставили. Но их цель — не менее амбициозна: впервые обстоятельно познакомить русскую публику с итальянским классиком XX века, работ которого в российских собраниях до обидного мало. И с этой миссией Третьяковка справилась сполна.


Прямой эфир