Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине сообщили о смерти мужчины при попытке мобилизации в Одесской области
Общество
Суд заочно приговорил полковника ВСУ к пожизненному заключению
Происшествия
Пожарная часть дважды подверглась атаке с украинского БПЛА в Горловке
Армия
Военные РФ с помощью FPV-дронов уничтожили пикапы ВСУ в Сумской области
Мир
Фицо призвал поддерживать все рассказывающие правду о ВОВ мероприятия
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки в регионах
Мир
Эксперт назвал действия властей Киева в лавре подрывом авторитета церкви
Мир
В Еврокомиссии заявили об отсутствии планов штрафовать соцсеть X на $1 млрд
Общество
По факту схода с рельсов ремонтного поезда в Новой Москве возбудили дело
Происшествия
Пять мирных жителей ранены в результате атак БПЛА в Белгородской области
Мир
Почти половина стран СПЧ ООН не поддержали мандат комиссии по Украине
Мир
Финляндия проведет военные учения на границе с Россией
Общество
Трех мошенников осудили в Петербурге за торговлю несуществующей техникой
Мир
Оверчук заявил об окончании эпохи глобализации в мире
Политика
Военный аналитик назвал блефом запрос Европы на размещение гиперзвукового оружия
Мир
Трамп назвал ответные пошлины против США со стороны Китая паникой
Мир
Прокуроры предъявили рэперу Пи Дидди еще два обвинения

 Родная речь против «либерлингвы»

Доктор политических наук Александр Щипков – о сущности языка как социального института
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Столетие Февраля-Октября. Тяжелый юбилей. И уже в который раз в общественное пространство вбрасывается тема «коллективной вины», которая наряду с пожеланием естественного вымирания «маргиналов, не вписавшихся в рынок», стала символом циничных девяностых. Тогда общество еще морально не окрепло. Освободившись от одной идеологии, мы не ожидали, что нас моментально опутают новыми идеологическими сетями.

Нынче опять и опять твердят о коллективном покаянии, о том, что «есть ошибки и преступления личные, а есть народные, общественные», что не надо «осуждать конкретных людей, вовлечённых в трагедию ХХ века», а надо отвечать и каяться сообща, коллективно. Говорят это с видом «воплощенной укоризны» отчизне, как Петруша Верховенский.

Уверяют, что в 1917 году случилась «нравственная деградация, в результате которой общество потеряло способность различать добро и зло в своей жизни». То есть они за нас решили, что каждый из нас потерял эту способность. И только через общее «покаяние нам можно обрести очищение».

Это напоминает магический обряд, жизнь религиозных сект - ведь в христианстве каждый исповедуется только в личных грехах. Но наши менторы верят в неких богов Истории, которых прогневал русский народ. Этих богов они упорно призывают умилостивить. В противном случае «нужно будет поставить крест на России и признать, что ее история окончена навсегда».

Это ультиматум всем нам. Окончательный вердикт. Народ виновен! Со «старого режима» взять, конечно, нечего, а вот нынешнее общество можно обложить данью - навязать в виде штрафа за чужие преступления удобную идеологию. Например, приравнять желание жить в социальном государстве к прославлению классовых чисток.

Вновь доносится из бездны язык позапрошлого лихого десятилетия. Этот «новояз» пахнет кровью и рейдерством. Ему бы стать музейным экспонатом, памятником либеральному Левиафану. Но нет. Несогласных клеймят сталинистами. Согласным выдают билетик в «приличное общество».

После 2014 года всё это отдает дурной клоунадой. Общество устало от этой риторики, его все труднее заставить говорить на этом «наречии», принять этот «символ веры». У нас другая вера.

И эта проблема не только политическая, это проблема языка. Язык – это социальный институт, который определяет, как мы говорим и поступаем, какой жизненный мир мы себе создаём. И когда социальные перемены запаздывают, элиты пытаются контролировать общество с помощью языка. Нам стремятся навязать модель единственно правильного социума с единой сверхидеологией.

Можно ли сопротивляться этой новой тоталитарности? Можно. Надо только сделать эту чужую речь предметом разговора и разбора. Не говорить на этом «наречии», не принимать его идиомы, но анализировать. Именно к этому стремятся авторы вышедшего недавно сборника «Язык», представившие читателю культурно-языковой срез современного российского общества. Они проанализировали "либерлингву" с разных точек зрения.

Язык публичного историзма на примере темы Первой мировой войны (Евгений Белжеларский), концептосфера и политические коннотации понятия «русский» (Василий Щипков), аутентификация традиционного национального образа и смыслов (Андрей Рогозянский), язык современного искусства и феномен "прямого высказывания" (Николай Пиотровский), современный язык Церкви (Дмитрий Полковников). «Язык» стал логичным завершением трилогии сборников (ранее вышли «Перелом» и «Плаха»), а его авторы постарались сообща дать целостную картину культурно-языковой реальности современной России.

С точки зрения авторов сборника, комплекс коллективной вины, который хотят привить обществу, устроен просто. Речь идет не о поступках конкретных людей, как в христианстве, а об общем ощущении "скверны". В этом состоянии критичность общества резко снижается, и оно становится объектом манипуляций. Чтобы «очиститься от скверны», народ должен добровольно принять наказание, поступиться своей идентичностью, отказаться от намерений самостоятельно решать своё будущее. Иначе - «гражданский мир невозможен». Так работает сегодня либеральный язык.

Создатели сборника "Язык" уверены: общество не признаёт власть устаревших дискурсов, отторгает их. Но этого мало. Пока мы не сформируем новый язык, язык доверия и солидарности, пока мы не возродим "родную речь", мы не сможем двигаться вперед. Пришло время демонтировать мертвые стереотипы, которые удерживают нас в состоянии застоя и не позволяют национальному большинству в законной и цивилизованной форме реализовать своё право на демократию, верность традиции и социальную справедливость. Процесс уже сдвинулся с мертвой точки и будет идти по нарастающей.

Автор – социолог религии, Доктор политических наук Александр Щипков​​​​​​​

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением