Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН поприветствовала прямые переговоры России и Украины в Стамбуле
Политика
Оверчук заявил о нацеленности РФ на экономическое сотрудничество с Афганистаном
Общество
Мантуров поручил обучить школьных психологов помощи детям с ПТСР
Мир
В МО Белоруссии заявили о плане укреплять оборону вместе с Россией
Мир
Украина оповестила США о результатах переговоров с Россией
Мир
Глава Еврокомиссии пригрозила снижением «потолка» цен на нефть из РФ
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Мир
В Польше допустили передачу Украине списанных истребителей МиГ-29
Общество
На Кубани объявили штормовое предупреждение на 18 мая
Общество
Голикова рассказала о ключевых задачах российской системы здравоохранения
Мир
Мединский указал на важность напоминания Украине о договоренностях в Гомеле
Происшествия
В Ингушетии ищут утонувшего в реке пятилетнего мальчика
Мир
Журналиста AP могут лишить прав на известную фотографию времен войны во Вьетнаме
Мир
Фон дер Ляйен пригрозила санкциями против «Северных потоков»
Экономика
ЦБ снизил критерий дохода для статуса квалифицированного инвестора до 12 млн рублей
Мир
В Германии указали на косвенное участие Европы в конфликте на Украине
Мир
В Польше сообщили о страхе Запада перед сближением России и Украины
Мир
ООН поприветствовала прямые переговоры России и Украины в Стамбуле
Политика
Оверчук заявил о нацеленности РФ на экономическое сотрудничество с Афганистаном
Общество
Мантуров поручил обучить школьных психологов помощи детям с ПТСР
Мир
В МО Белоруссии заявили о плане укреплять оборону вместе с Россией
Мир
Украина оповестила США о результатах переговоров с Россией
Мир
Глава Еврокомиссии пригрозила снижением «потолка» цен на нефть из РФ
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Мир
В Польше допустили передачу Украине списанных истребителей МиГ-29
Общество
На Кубани объявили штормовое предупреждение на 18 мая
Общество
Голикова рассказала о ключевых задачах российской системы здравоохранения
Мир
Мединский указал на важность напоминания Украине о договоренностях в Гомеле
Происшествия
В Ингушетии ищут утонувшего в реке пятилетнего мальчика
Мир
Журналиста AP могут лишить прав на известную фотографию времен войны во Вьетнаме
Мир
Фон дер Ляйен пригрозила санкциями против «Северных потоков»
Экономика
ЦБ снизил критерий дохода для статуса квалифицированного инвестора до 12 млн рублей
Мир
В Германии указали на косвенное участие Европы в конфликте на Украине
Мир
В Польше сообщили о страхе Запада перед сближением России и Украины

Александр Лазарев: «Выживать в театре — серьезное испытание»

Народный артист России — о детстве за кулисами, новом поколении Ленкома и секретах профессии
738
Александр Лазарев: «Выживать в театре — серьезное испытание»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня ведущему актеру театра «Ленком» Александру Лазареву исполняется 50 лет. Корреспондент «Известий» расспросил любимца зрителей о его пути в профессии и особом почерке актеров «Ленкома».

— Александр Александрович, вы же выросли в театре. В детстве он казался другим?

— Я как появился на свет, так сразу и попал за кулисы. Родители (отец — народный артист РСФСР Александр Лазарев, мать — народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. — «Известия») были молоды, очень много играли, оставить меня было не с кем, и они таскали меня всё время с собой в театр.

Материалы по теме
3

В юности моя школа была прямо напротив служебного входа в театр имени Маяковского, где работали родители. Я всё время туда бегал, и, по большому счету, формирование психики проходило именно там. Малого того что я сам практически жил в театре, так еще постоянно таскал туда своих товарищей. Меккой для нас был реквизиторский цех, где хранились латы, мечи, автоматы и прочее. Мы проводили там массу времени и даже, бывало, таскали из театра в школу реквизит, устраивали какие-то вечера, разыгрывали сценки. Для меня театр в детстве был обыденным. Он каждый день был со мной, и я не очень понимал всей возвышенности этой профессии. Понимание прошло со временем, когда я уже стал учиться ремеслу.

— Вам, как и многим детям известных родителей, тоже пришлось доказывать, что вы вправе заниматься этой профессией?

— Конечно, но в школе-студии МХАТ я был не один такой на курсе. Со мной учились Юлия Меньшова, Саша Стриженов, и мы втроем «держали оборону», когда нас называли детками, которые поступили не по праву, а благодаря фамилии. В итоге все доказали свою состоятельность. А ощущение гнета уходит с первой большой ролью, когда ты получаешь собственное признание.

— Кстати, почему «Ленком»? Казалось бы, вам была прямая дорога в «Маяковку».

— Для меня существовало два театра: «Ленком» и театр имени Маяковского. Я первый раз посмотрел «Бег» в театре имени Маяковского и тогда решил стать артистом. Но когда в «Ленкоме» увидел «Звезду и смерть Хоакины Мурьеты» — понял, что это мой театр, что я хочу жить в атмосфере «Юноны и Авось». Всё время торчал в «Ленкоме» в оркестровой яме, куда меня проводили знакомые.

Правда, когда окончил Школу-студию МХАТ, вообще не собирался ни в какой театр. Думал, неожиданно привалят роли в кино. Год так промотался, летом поехал на юг и там в Доме актера познакомился с Александром Садо — это певец «Ленкома». Он спросил, мол, ты почему не хочешь к нам в театр? Я ему признался, что являюсь фанатом «Ленкома», но пока серьезно об это не думал.

Приходит осень, мы возвращаемся в Москву, и буквально через пару дней раздается звонок из «Ленкома»: «Срочно приезжай, тебя хотят посмотреть на предмет ввода в спектакль «Юнона и Авось» на танцы для поездки в Америку». Я совершенно обалдел, рванул и через 20 минут стоял перед светлыми очами заведующего режиссерским управлением. Потом две недели занимался с педагогом по танцам. Марк Захаров однажды смешно спросил: «А вы имеете отношение к Лазареву и Немоляевой?» Я сказал, что самое прямое. «Хорошо, я приветствую семейственность в нашем театре», — ответил он.

— Вы сами как относитесь к преемственности?

— Я думаю, что это хорошо. Человек, который с детства впитывает в себя театр, знает какие-то законы, уже приходит подготовленным и человеком этого театрального мира. Он сварен в этом супе.

— Кстати, мне показалось, что «Ленком» не балует вас ролями...

— Нет, что вы! Я получил в «Ленкоме» такие роли, о которых можно только мечтать. Но первые три года действительно лишь танцевал в «Юноне и Авось» и «Поминальной молитве». А потом так сложилось, что мне предложили сыграть в спектакле Петера Штайна «Ромул великий» и Марк Анатольевич увидел меня там.

А в это время артисты старшего поколения — Александр Збруев, Олег Янковский, Александр Абдулов — передавали молодым артистам спектакль «Гамлет». Захаров решил, что меня тоже нужно вставить в эту компанию. Так мне досталось роль Клавдия. И уже после Марк Анатольевич дал мне сыграть графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро», а затем случились «Королевские игры» — спектакль, который прогремел на всю Москву. Так и пошло.

— Как думаете, актера «Ленкома» можно отличать от других?

— Безусловно, у нашего театра есть свои характерные черты. Сложно сформулировать, в чем заключается почерк артиста «Ленкома». Может быть, это некая отстраненность, такой брехтовский взгляд со стороны с большим сарказмом к окружающим и самому себе. Словами этого не объяснить, нужно прочувствовать. Такая манера подачи и игры возникла благодаря союзу Захарова с четырьмя замечательными актерами — Караченцовым, Збруевым, Янковским и Абдуловым. Они придумали эту манеру общения со зрителем и между собой. Какая-то вечная шутка, постоянная ирония, а в глубине души всё по-настоящему.

— Некоторые артисты «Ленкома» прекрасно существуют в антрепризах. Вы же замечены в этом не были.

— Да, я пока ни разу не участвовал в антрепризах. Просто очень высоко Марком Анатольевичем была задрана планка. У меня несколько раз были попытки, но как-то дальше 2–3 репетиций не заходило. С Марком Анатольевичем всегда настолько круто, что опускаться на ступеньку ниже не хотелось.

— Сегодня есть немало артистов, работающих только в кино. Театральным актерам стало сложнее конкурировать?

— Я по собственному опыту знаю и слышал от родителей, что еще лет 15–20 назад кинорежиссеры хотели снимать именно театральных актеров. Они богаче, мощнее, у них есть постоянная тренировочная база.

Сейчас время изменилось. Появилось много артистов, которые не работают в театре, но при этом прекрасно прижились в кино. И еще остаются такие старые грибы, как мы, которые работают в театре и при этом снимаются. Я очень люблю кино, обожаю сам процесс, чего нельзя сказать о моей маме. Она не любит кино, потому что Эльдар Рязанов установил высокую планку и теперь ее ничем не удивишь. Зато она фанатка театра.

— У меня сложилось ощущение, что вам в кино в основном предлагают роли успешных мужчин, олигархов и аристократов. То есть эксплуатируют типаж.

— Да, это такие проходные вещи. При этом у меня есть картины, которыми я могу гордиться. «Идиот» Владимира Бортко и еще одна работа этого режиссера — «Честь имею». Последняя рассказывает о реальном подвиге русских солдат, которые с честью отстояли границы, не пропустили душманов на территорию страны. Это картина была снята довольно давно, но по сей день, в какой бы город я ни приехал, всегда находится человек, который пожмет руку и скажет: «Спасибо за «Честь имею». 

Конечно, на сегодняшний день я считаю, что своей главной роли в кино еще не сыграл. У меня все впереди, но за плечами уже есть некоторые работы, которыми можно гордиться.

— Есть на примете герой, которого вам бы хотелось сыграть?

— В юности ты думаешь, что хотел бы сыграть вот этого конкретного героя, тебе кажется, что знаешь, как его сделать. Но с опытом понимаешь, что хочется любую роль, главное — чтобы драматургия была настоящая и режиссер хороший.

— Слышал, вы уже мельком посматриваете на кресло режиссера?

— Ну а какой артист не хочет сесть по ту сторону камеры или в зал и поруководить процессом? (Улыбается.) Мне было бы интересно попробовать себя в этом. Кажется, что я запросто могу снять проект для телевидения. Но это ощущение может быть обманчиво. Ведь нужно знать много технических нюансов. Поэтому я себя сдерживаю.

— По прошествии лет изменилось ли у вас представление о театре и профессии?

— Театр — невероятно сложный организм, выживать в нем — серьезное испытание. Театр — это постоянная война, и если ты решил служить ему, научись принимать его таким, какой он есть. Научись слышать, правильно реагировать, чтобы у тебя выросла колоссальная броня. Не обращай внимания на какие-то мелочи, завистливый взгляд. У Чехова в пьесе «Чайка» есть прекрасная фраза: «Неси свой крест и веруй». Хочешь в этом мире существовать — просто делай свою работу с удовольствием, а всё ненужное пусть отваливается.

Что же касается самой профессии, то мой мастер — Александр Калягин — сказал замечательную вещь: «Саша, научись сдерживаться». Нам же поначалу кажется, что чем громче крикнешь и поддашь жару, тем лучше, но это не так. Главное, чтобы горело внутри. И когда ты держишь за узду эту безумную лошадь, зритель чувствуется твою внутреннюю энергетику. То же самое когда-то сказала Мария Ивановна Бабанова моей маме. Она так разнервничалась при первой встрече, что просто расплакалась в гримерке у Бабановой. И та ей сказала, что актерские слезы — это замечательно, но вот когда научишься их сдерживать, будешь актрисой.

— Александр Александрович, у актеров в силу их эмоциональности часто не очень счастливая личная жизнь. Ваши родители, а теперь и вы просто поражаете своим традиционным ощущением семьи.

— Семья идет на первом месте, а после нее — профессия. Но так как семью надо кормить, а это позволяет профессия, то я уделяю им внимание в равной степени (улыбается). Супруга моя смеется, мол, все твои друзья уже с новыми женами, а ты один со старой ходишь. Но я могу жить только так. Наверное, это генетика.

Справка «Известий»
Александр Лазарев окончил Школу-студию МХАТ, служит в труппе «Ленкома». Фильмография артиста насчитывает более 60 ролей. Массовому зрителю известен по телевизионном проектам. За образы, созданные на сцене, был многократно отмечен крупными театральными наградами, в том числе — премией «Чайка», «Хрустальная Турандот», Государственной премией РФ. Народный артист России.​​​​​​​

 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности