«Защитники» Сарика Андреасяна выходят в китайский прокат
В пятницу 19 мая фантастический экшн Сарика Андреасяна «Защитники» выходит в широкий китайский прокат. По данным издания «Кинобизнес сегодня», фильм получил 27 тыс. сеансов в первый день (для сравнения ― в России их было 9 тыс.) и занял четвертое место по общей доле (13,2%), уступив голливудской фантастике «Живое», индийскому хиту «Борец» и китайскому боевику «Винные войны». Предварительные продажи билетов на пятницу уже принесли 1,49 млн юаней или $216 тыс. По оценке аналитика издания Станислава Демиденко, в целом общие сборы пятницы могут составить $1,2-1,5 млн.
― Фильм уже вышел в прокат в нескольких десятках стран по всему миру, ― говорит продюсер фильма Гевонд Андреасян. ― Мы сами с огромным интересом ждали, что же из этого получится, поскольку это первый опыт такого рода для отечественного кино. На данный момент общие сборы фильма за рубежом превысили сумму в $2 млн. Впереди еще Китай и Латинская Америка. И мы надеемся, что наша картина найдет своего зрителя и в этих странах.
«Защитники», которые позиционируется как «первый российский кинокомикс», рассказывают о четверке супергероев из бывших советских республик, которые объединяются в один отряд, чтобы спасти мир. В российский прокат фильм вышел 23 февраля 2017 года, но собрал значительно меньше ожиданий ― 262 млн рублей.
Впервые на китайский рынок создатели «Защитников» проникли в прошлом году с фантастическим экшном «Мафия: Игра на выживание» и заработали $3,14 млн. Продюсеры имеют большие планы по сотрудничеству с китайскими партнерами. В феврале 2016 года по итогам кинорынка в Берлине было объявлено о совместной работе над сиквелом «Защитников» и новым фантастическим экшном Сарика Андреасяна «Роботы» («Станция 88»).
«Защитники» стали уже вторым российским релизом в Китае в этом году. В апреле в прокат выходил анимационный фильм Максима Фадеева «Савва: Сердце воина». Сборы составили $1,57 млн.
Как отмечает Станислав Демиденко, аналитик журнала «Кинобизнес сегодня», российскому, да и, в целом, европейскому кино, пока сложно заинтересовать китайского зрителя. Еще ни один из российских релизов не получал по-настоящему хорошего «сарафана», который в китайском прокате играет большую роль. Плохие отзывы зрителей здесь могут привести к резкому снижению посещаемости уже на второй-третий день. В таких случаях кинотеатры практически сразу начинают сокращать сеансы, а ко второй неделе фактически снимают фильм с проката.
― Типичный пример ― самый кассовый российский фильм в Китае «Сталинград», ― говорит Станислав Демиденко. ― Военная драма Фёдора Бондарчука собрала $7,8 млн за первые четыре дня и $11,75 млн за всё время проката. По количеству сеансов «Сталинград» практически не уступал многим голливудским блокбастерам, однако фильм совершенно не приняла аудитория. В результате этого сборы во второй уик-энд упали почти на 90%. Те же относительно успешные в Китае фильмы «Экипаж» ($4,65 млн) и «Он - дракон» ($9,08 млн) по средней посещаемости и наработке на копию уступали более непритязательным китайским релизам.
Пока, по мнению аналитика, российское кино остаётся для китайских зрителей экзотикой и способно собирать лишь в главных мегаполисах при пристойной рекламной кампании. Наиболее конкурентоспособными здесь могут быть мультфильмы, фэнтези, боевики и военные драмы.
По существующим правилам Китай принимает ежегодно только 34 зарубежных фильма, и львиную долю из них поставляет Голливуд. Начиная с середины 2014 года, на межправительственном уровне между Россией и Китаем шли переговоры о создании особой «российской» квоты. Пока до этого дело не дошло, но фактически наше кино уже занимает выигрышное положение по сравнению со многими странами. С 2006 года в китайский прокат выходил как минимум один российский фильм, а в иные годы (в 2011 и 2015) их число доходило до 3. В последние годы российско-китайские контакты активизировались еще больше.
В 2016 году в прокат вышло уже 5 российских релизов ― помимо «Мафии», это мультфильмы «Крякнутые каникулы» и «Снежная королева 2», фильм-катастрофа «Экипаж» и романтическое фэнтези «Он – дракон». Всего в период с 2006 по 2017 год в китайский кинопрокат, не считая «Защитников», уже вышли 23 фильма российского производства. Из других стран мира подобным количеством релизов может похвастаться разве что британское кино, отмечает эксперт.
― В марте 2015 года замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин говорил о том, что сборы от проката российских фильмов в Китае в среднесрочной перспективе могут составлять до $100 млн в год. Конечно, такой прогноз с точки зрения эксперта киноиндустрии сложно воспринимать всерьёз, ― говорит Демиденко. ― $20,5 млн, заработанные пятью российскими релизами в 2016 году, объективно выглядят весьма солидным результатом. Если не брать в расчёт продукцию Голливуда, больше собрало в Китае в прошлом году только японское кино.
Российские кинематографисты уже сейчас работают над проектами, которые потенциально могут иметь успех у китайского зрителя. В самой крупной на сегодняшний день копродукции с Китаем, сиквеле «Вия» режиссера Олега Степченко, действие происходит в Поднебесной, на борту ― мировые звезды Джеки Чан и Арнольд Шварцнеггер. На днях в название проекта пробрался и популярный персонаж китайского фольклора: теперь фильм называется «Тайна Печати дракона: путешествие в Китай».
Свой путь на азиатский рынок ищет и продюсер Тимур Бекмамбетов. Прежде чем выйти в китайский прокат, его фильм «Он – дракон» стал хитом местного сегмента интернета. В итоге бокс-офис здесь в 5 раз превысил сборы в России. Сейчас Бекмамбетов собирается снимать вместе с Китаем сиквел «Он – дракон», а также некий таинственный проект в жанре научной фантастики. В последнем принимает участие писатель Сергей Лукьяненко.
Кроме «Тайны Печати дракона» и анимации «Снежная королева 3: Огонь и лед» до конца 2017 года в китайский прокат могут выйти еще 3 российских фильма. О подобных планах заявляли создатели «Притяжения», «Дуэлянта» и «Викинга».