Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и до +11 градусов в Москве 2 апреля
Армия
Росгвардия уничтожила позицию украинского миномета в Харьковской области
Экономика
Депутат Аксаков призвал пресечь схему с накруткой кешбэка
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Экономика
В феврале новостройки покупали до 10% дешевле медианной цены в объявлении
Мир
Министр обороны Израиля объявил о расширении операций в секторе Газа
Мир
В Китае позитивно оценили встречу Путина с главой МИД страны
Мир
Журналист Fox News сообщила о возможном ужесточении антироссийских санкций
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Армия
Армия Китая начала масштабные учения у берегов Тайваня
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Психологов приведут к единому стандарту

Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу — о разработке законопроекта о психологической помощи населению
217
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
Выделить главное
Вкл
Выкл

В МГУ создана межфакультетская рабочая группа по созданию законопроекта о психологической помощи населению. Основные положения документа будут готовы к осени. Член группы, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России, кандидат психологических наук Юлия Шойгу рассказала «Известиям», для чего нужен этот закон, почему психологов надо сертифицировать и как новый документ изменит жизнь специалистов и их клиентов.

— В чем необходимость нового закона?

— На мой взгляд, закон о психологической помощи станет важной вехой в развитии этого вида деятельности в нашей стране. В первую очередь он нужен, потому что границы и сфера деятельности психологов до конца нигде не определены, поэтому очень часто они смешиваются с медицинской деятельностью. Но это не главная проблема — всё же медицинская психиатрическая и психотерапевтическая помощь имеет четко очерченные юридические границы. Гораздо серьезнее проблема, связанная с услугами, которых на рынке очень много, — экстрасенсорика, магия, парапсихология. Всё то, что нельзя с научной точки зрения назвать видом психологической помощи. А термины при этом используются очень похожие, и люди путаются. Именно поэтому очерчивание сферы деятельности психолога, а значит, и его возможностей очень важно. Чтобы человек понимал, чего он может ждать от специалиста-психолога и чего нет, какие предложения психолога должны насторожить.

Вторая задача этого закона — уточнение прав и обязанностей не только специалиста, но, что особенно важно, — клиента, который обращается за помощью. Сейчас единственная защита клиента — профессиональная ответственность специалиста. Нет ограничивающих факторов по использованию методов помощи, нет ограничений по нераспространению информации о клиенте.

Чтобы создать тот продукт, который устроит профессиональное сообщество, предстоит еще достаточно много работы. Обеспечение прав граждан страны на сохранение психического здоровья и получение квалифицированной помощи — это отправная точка при проработке текста законопроекта, его положений и деталей.

— Проект закона о психологической помощи населению уже был представлен в Госдуме в 2014 году, но не был принят. Что с тех пор изменилось и есть ли шанс, что новый вариант примут в ближайшее время?

— Профессиональное психологическое сообщество в нашей стране достаточно большое — психологи присутствуют во всех сферах деятельности. И очень важно, чтобы сообщество договорилось о принципах существования. А вопросов довольно много: например, роль сообщества в тех случаях, когда психолог совершает профессиональную ошибку или должностное нарушение, которое не соответствует этическим принципам работы.

Надо определить, какие права и обязанности есть у профессионального сообщества для того, чтобы предотвратить или наказать специалиста за проступок. Нужны некие санкции за нарушение тех положений, которые сейчас определены в этическом кодексе психолога. Процесс обсуждения достаточно длителен. Я считаю, лучше не иметь никакого закона на определенном этапе, чем получить и принять сырой проект, который не решит основных проблем и задач.

В 2014-м законопроект не все нюансы учел, и возникла потребность в дополнительной проработке.

— В регионах принимают свои законы по оказанию психологической помощи. В частности, в Ульяновской и Ленинградской областях. Они необходимы или это ошибочный путь?

— Я выскажу свою точку зрения. Принятие таких законов на региональном уровне свидетельствует о назревшей потребности в законе и в регуляции этой сферы деятельности. Хотя я понимаю, что после принятия федерального закона есть большая доля вероятности, что региональные законы потребуют доработки и приведения к единообразию. Но это естественный процесс.

— Нет ли у вас ощущения, что принятие этого закона пытаются ускорить в связи с участившимися случаями суицидов среди детей и подростков и «группами смерти» в соцсетях?

— Это связанные вещи, но не напрямую. Деятельность специалистов-психологов — лишь одна из возможностей снизить угрозу суицида подростков или взрослых людей. Эта проблема серьезная и требует комплексного подхода. Но регуляция деятельности специалистов-психологов влияет на психическое здоровье в целом.

Сами психологи, обсуждая будущий закон, на форумах задают вопрос: кому из нас придется расстаться с профессией и почему?

— Я бы не ставила вопрос так. Идеи законопроекта не связаны с чисткой рядов, но, когда мы прописываем, кто такой специалист-психолог, — мы в законе предъявляем определенные требования к квалификации. Это уровень образования не ниже высшего. Нельзя работать психологом, окончив двухмесячные курсы. Обсуждается вариант сертификации специалистов. Это не лицензирование и не создание новых государственных органов, но сертификация нужна, и она позволит сообществу принимать в свои ряды новых специалистов. Всё это мы сейчас пытаемся облечь в корректные юридические формы.

— Участвуют ли в обсуждении медики?

— В рабочую группу врачи не входят. Но это пока только создание законопроекта, который должен быть потом оценен, и в первую очередь экспертами-медиками из Минздрава. И юристы помогают нам сейчас соблюсти равновесие со всеми действующими нормативными актами, регулирующими деятельность медицинского сообщества.

— Вы уже затронули тему магов и колдунов. Что будет с их деятельностью после принятия закона?

— Специалисты-психологи не претендуют на наведение порядка во всем мире. Нам нужно навести порядок в собственном сообществе. Нам важно, чтобы человек, приходя на консультацию, понимал — он пришел за помощью к сертифицированному специалисту, профессионалу. Если клиент хочет другого и верит в мистику, он должен осознавать, какой выбор делает. А то включаешь телевизор на передаче «Ваш домашний психолог», а там рассказывают про энергетические потоки и кармические хвосты. В этом случае передача должна называться как-то иначе.

— Когда закон будет принят?

— Мы надеемся, что нам хватит года, чтобы прописать основные пункты. Нам нужно учесть интересы специалистов, работающих в разных областях, и в том числе, чтобы не поставить в трудное положение людей, получивших образование давно, когда действовали совсем другие правила. Я испытываю умеренный оптимизм от того, как идет работа в нашей группе. А когда скелет проекта будет готов, наступит время широкого общественного обсуждения, круглых столов на различных площадках. Мы надеемся, что эти обсуждения начнутся уже с нового учебного года. Тем более что в октябре грядет большое событие — съезд российского психологического общества, на площадке которого мы планируем большое обсуждение.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением