Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Тактика сделки

Политолог Кирилл Коктыш — о том, что стоит за новыми санкциями США и почему это не противоречит заявлениям Трампа о необходимости ладить с Москвой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На первый взгляд новые и достаточно жесткие санкции, введенные США против российских физических и юридических лиц, как минимум нелогичны. По крайней мере если их рассматривать в контексте неоднократно уже сделанных Трампом и подтвержденных его администрацией заявлений о том, что «с Россией было бы очень хорошо поладить». Более того, на днях Вашингтон отдельно подчеркнул, что новые санкции никоим образом не ставят под вопрос подготовку саммита Трампа и Путина, который сам же Вашингтон и предложил. Этот явный когнитивный диссонанс просто побуждает отбросить в сторону любые попытки рационального объяснения и погрузиться в модные ныне рассуждения о переходе эпохи Постмодерна, превратившей абсурд в норму, в эпоху Постправды, когда истинного объяснения ни у одного существенного политического поступка или явления нет и быть не может в принципе.

Однако такие рассуждения, вероятно, были бы еще вполне уместны в отношении Британии. Там талантливая журналистка «Гардиан», характеризуя политическое поведение министра иностранных дел Бориса Джонсона, создала красивый неологизм postshame. То самое состояние «постстыда», когда этическая система координат и политическое поведение оказываются в непересекающихся измерениях.

Но его едва ли возможно приложить к США и Трампу. В прагматическом измерении новые ограничения вполне соответствуют его цели: ведь в первую очередь это даже не особо скрываемый протекционизм, когда санкциями облагаются успешные конкуренты своих производителей в весьма широком спектре, от алюминия до зерна и вооружений. Трампу необходимо любой ценой выиграть промежуточные выборы в ноябре этого года: на кону будет треть сенатских кресел, полностью будет переизбрана палата представителей и на две трети может обновиться состав губернаторов, то есть тех людей, которые правят Америкой непосредственно «на земле». И тот, кто выиграет эти выборы, и будет контролировать политическую систему следующие шесть лет. И ради быстрого внутриполитического результата Трамп готов идти на любые внешние риски. Ведь под угрозой оказываются не только крупные российские компании, но и их зарубежные контрагенты, и санкции будут стимулировать их выход из «долларовой юрисдикции», что в перспективе может обернуться для США стратегическим уроном.

Во-вторых, санкции вполне встроены в сиюминутную политическую прагматику. Как мы помним, еще не успевшее остыть последнее обострение отношений Запада и России произошло по поводу «дела Скрипаля», когда Запад и Россия с подачи Лондона и при поддержке Вашингтона произвели масштабные взаимные высылки дипломатов. Однако эта подача Британии, кроме прочего, оказалась как минимум спорной. Более того, Борис Джонсон затем был пойман на вранье, а репутация Терезы Мэй как ответственного политика оказалась под очень серьезным вопросом.

И Трамп тут опять поступает как взвешенный и искушенный политический игрок, который может извлекать свои бонусы при любой структуре игры. Так, на первом этапе он с готовностью подтолкнул пол-Европы к демонстрации солидарности с Британией, но при этом и самим фактом высылки 60 дипломатов из США наглядно показал всем, что главный тут он, а не Лондон. На следующем же этапе он технично вышел из ситуации и закрепил победу за собой, чуть ли не на следующий день предложив Москве взаимно восстановить численность дипломатов. Что интересно, этот демарш, по сути, совпал с выяснением прессой факта, что Борис Джонсон соврал. В итоге в публично-политическом пространстве произошло разделение ролей: «проблема Скрипаля», по сути, осталась с Британией, а обретенный политический вес — с Вашингтоном. Нынешние санкции этот разрыв делают еще большим: для Вашингтона теперь «инцидент Скрипаля» — это уже закрытый вопрос, после которого произошло много иных значимых событий. Британия же может сама решать, как ей дальше справляться с информационным менеджментом этой ситуации.

В-третьих, а на самом ли деле противоречат новые санкции заявленному желанию Трампа «поладить с Россией» и начать об этом разговор на саммите с Путиным? На самом деле вовсе нет. Не стоит забывать, что «сделка» — а Трамп как человек из мира бизнеса оперирует именно термином сделки — отнюдь не предполагает дружбы и задушевных отношений двух взаимодействующих контрагентов. Более того, наиболее прочные и эффективные сделки, как правило, заключаются как раз между противниками — уже просто потому, что взаимное недоверие стимулирует обе стороны на создание сложных, но работоспособных институциональных механизмов взаимной прозрачности и взаимного же понимания.

И в этом плане Трамп на самом деле готовится к заключению сделки. Поэтому новые санкции как раз вполне логичны: чем хуже положение контрагента, тем на менее выгодных условиях для себя тот будет вынужден договориться. Но проблема в том, что Вашингтону договориться сейчас нужно больше, чем России. Напомним, Трампу любой ценой надо выиграть промежуточные выборы в ноябре этого года. Победа же создается не только экономическими результатами — а они у Трампа уже есть, — но и политическими. И таким прорывным политическим результатом, по закону жанра, может стать только урегулирование северокорейской ядерной проблемы: усилиями главным образом самих США в предыдущие полгода ее значимость была вполне осознана всем миром.

Однако сделка с Ким Чен Ыном, судя по всему, невозможна без участия внешних гарантов: северокорейский лидер хорошо помнит, что односторонние гарантии Запада уже имели и Саддам Хусейн, и Муаммар Каддафи. Как известно, они им не особо помогли, в силу чего КНДР будет требовать гарантий не только самих США, но и тех, кто мог бы США сдерживать. Выбор кандидатур неширок: очевидно, что такими гарантами могут быть только Россия и Китай. Это означает, что цену вопроса в достижении Трампом успеха в решении северокорейской проблемы будут определять именно они. 

Таким образом, демонстративное создание Вашингтоном угрозы российскому (а до этого — и китайскому) бизнесу, кроме прочего, имеет близкой целью создание пространства для диалога, когда уступки Москвы и Пекина могли бы быть куплены Вашингтоном относительно дешево. Что, впрочем, вовсе не означает, что Москва и Пекин примут предложенные условия игры, а не начнут в ответ навязывать свои.  

Автор — доцент МГИМО, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 

Прямой эфир