Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Кабмин Украины выделил более $390 млн на закупку БПЛА
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
Суд ООН не стал принимать меры против ФРГ из-за поставок Израилю
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Происшествия
Средства ПВО уничтожили еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Мир
Суд оштрафовал Трампа на $9 тыс. за неуважение к суду
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Происшествия
Несколько пожаров возникло в частном секторе Улан-Удэ из-за ветра
Мир
Политолог объяснил снос памятников на Украине желанием переписать историю
Мир
Власти Дании отменили авиашоу Danish Air Show из соображений экономии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хоррор «Паутина страха» начинается как рассказ о буднях молодежи в трущобах мегаполиса. Ребята толкают друг другу паленые кроссовки, ссорятся с подружками, получают по физиономии от соседей — словом, живут как самые обыкновенные балбесы. Пока у одного из них, коллекционера редких насекомых Калеба, не сбегает из коробки очень ядовитый (и плодовитый) паук. Снял «Паутину» французский режиссер Себастьян Ваничек, который до этого прославился как автор короткометражных хоррор-новелл. «Известия» пообщались с ним на Венецианском кинофестивале 2023 года, куда фильм был отобран в престижную программу «Неделя критики». А незадолго до выхода картины в российский прокат стало известно, что Ваничек будет снимать следующую часть кинофраншизы «Зловещие мертвецы», а это значит, что молодого автора заметили и оценили.

«Я подавал документы в киношколы, но они не хотели брать меня просто так»

— Давайте начнем с того, что вы скажете несколько слов тем российским зрителям, которые придут на ваш фильм.

Желаю всем российским зрителям получить максимум удовольствия от просмотра и хорошо провести время! Я лично считаю свой фильм развлекательным. Надеюсь, вы будете кричать от страха, будете любить и, может быть, даже плакать. Иначе говоря, я рассчитываю, что вы будете — чувствовать. Это и было моей главной целью — чтобы зритель получил эмоции через ощущения. Надеюсь, на вас это сработает. Приятного просмотра!

— У вашего фильма две версии названия — «Паразиты» и «Зараженные». Какое вам больше нравится?

— «Паразиты», конечно! Я с самого начала настаивал на этом названии, потому что оно в равной степени относится и к персонажам, и к ядовитым паукам. Идеально, когда слово характеризует и антагонистов, и протагонистов. Наши американские партнеры решили, что слово «Зараженные» будет понятнее международной аудитории. Они считают, что большой разницы в словах тут нет. Я им доверяю, так что согласился с этим выбором.

Кадр из фильма "Паутина страха"

Кадр из фильма «Паутина страха»

Фото: Centre National du Cinéma

— А в России фильм выйдет как «Паутина страха». Как вам такой вариант?

Слушайте, отличный вариант! Мне нравится. Фильм как раз об этом. О страхе. О том, что ты боишься того, чего не знаешь. И как ты реагируешь на свой страх, что делаешь с ним. «Паутина страха» — совершенно в точку!

— Мне кажется, сделать дебютный полный метр — это сильный стресс. Это ведь твоя визитная карточка на всю жизнь, он бывает только один раз. А у вас наверняка было еще и несколько вариантов того, о чем его снимать. Почему решили в итоге про пауков?

Давайте начнем с того, что сделать полный метр — это огромная удача. Такой шанс дается не каждому, и надо попотеть, чтобы его получить. Это не только во Франции, где я живу, но и в других странах тоже. Я бы даже так сказал: то, что я снял этот фильм, — просто чудо. Действительно, идей для полного метра было несколько. Больше того, я работал над каждой из них по несколько лет. И ни одна не стала полным метром.

Кадр из фильма "Паутина страха"

Кадр из фильма «Паутина страха»

Фото: Centre National du Cinéma

— Дело в деньгах?

— Ну да, очень трудно собрать бюджет. Денег надо много, а как убедить инвесторов дать тебе эти деньги, если ты раньше делал только короткометражки? Нужно, чтобы в тебя кто-то поверил. Прекрасно понимаю всё это, понимаю точку зрения продюсеров, для которых это всё большой риск. И тут твоя задача как режиссера — убедить людей, что они должны помочь тебе сделать твой полный метр. «Паутина зла» — единственная моя идея, которая оказалась настолько впечатляющей, чтобы превратиться в фильм. Это не я ее выбрал. Это просто та, которую удалось реализовать.

— Удивительно, что вы всё это говорите о Франции, потому что считается, что там одна из лучших систем поддержки кинематографистов…

— Может, так и есть. Зависит от того, откуда ты взялся. Если у тебя имеются связи в киноиндустрии, то можно легко запустить проект. А если ты из ниоткуда и никого не знаешь, то в любой стране тебе будет тяжело. Франция не исключение. Хорошо, что хотя бы есть интернет-платформы типа Netflix — благодаря им очень многие могут сегодня снимать кино. Но, с другой стороны, это всё равно не решает проблему. У меня на то, чтобы снять дебют, ушло 10 лет примерно.

Кадр из фильма "Паутина страха"

Кадр из фильма «Паутина страха»

Фото: Centre National du Cinéma

— Кинообразования у вас ведь нет?

Да, я никаких киношкол не кончал. Я думал об этом, потому что мне все говорили: «Хочешь быть в этом бизнесе — тебе нужно образование, в киношколе ты обзаведешься связями». Я подавал документы в эти киношколы, но они не очень хотели брать меня просто так. Мне выставляли огромные счета за обучение, я был бы по уши в долгах. В итоге единственное, что я делал в киношколе, — это арендовал камеры и всё оборудование. И снимал ими короткометражки. Так что сейчас я всем, кто хочет снимать кино, говорю: хотите делать фильмы — делайте их и ничего не ждите. Может быть, это образование нужно техническим специальностям, там без него не обойтись. А режиссер должен придумывать историю и снимать ее, хоть бы даже на айфон. Любыми способами.

«А что нужно широкой аудитории? Она любит смеяться!»

— Вы вот говорите, что 10 лет готовились к полному метру. Интересно, что вы ощущали в это время? Несколько лет назад у жанра хоррора случился ренессанс, пришли новые имена: Ари Астер, Роберт Эггерс. Хоррор заново родился. А вы всё ждали своего часа, хотя могли быть в той обойме.

— Так всё и было. Я бы еще вспомнил Джордана Пила с его хитом «Прочь!» Но у меня не было ревности или ощущения, что жизнь проходит мимо. Наоборот, когда я смотрел эти картины, у меня появлялась надежда. Потому что сейчас, как я понимал, народ посмотрит эти хорроры, полюбит их, и мне будет проще сделать свое кино, легче пробить дорогу. Ты можешь высказаться в хорроре. Я даже больше скажу: хоррор — лучший способ высказаться. О чем угодно: о социальных проблемах, о политике, о философских предметах. Во Франции лед тоже тронулся. Да, там всё еще трудно добиться финансирования, но жанровое кино вызывает больше доверия, и помогли как раз американцы с их хитами. Продюсеры хотят зарабатывать деньги, и теперь они знают, что с хоррорами, относительно малобюджетным жанром, это сделать достаточно просто. В общем, мне повезло, сейчас — мое время.

Кадр из фильма "Паутина страха"

Кадр из фильма «Паутина страха»

Фото: Centre National du Cinéma

— Ваш фильм меня очень удивил. Он начинается как артхаусная социальная драма, а потом вдруг переключается в жанровый режим. Специально ведь так?

Да, всё для того, чтобы достучаться до массовой аудитории. Не хотелось делать нишевый продукт для избранных. А что нужно широкой аудитории? Она любит смеяться! Поэтому я добавил, например, элементы комедии. Добавил интересные отношения между персонажами, чтобы зритель привязался к героям. Ребятам нужно пройти через ад, зритель проделывает этот путь вместе с ними — и они для него становятся близкими. Кино, как я уже говорил, должно развлекать, и хоррор не исключение. Поэтому в первой части фильма мне нужно подробно представить героев, показать, где они живут, какие у них проблемы. А потом уже погрузить их в кошмар.

Кадр из фильма "Паутина страха"

Кадр из фильма «Паутина страха»

Фото: Centre National du Cinéma

— Мы в России часто спрашиваем себя, чего нам вообще стоит бояться? Мы прошли через пандемию, сейчас новые испытания, мало кто чувствует себя в безопасности. Так можем ли мы бояться чего-то на экране, если наша действительность часто страшнее? Как хоррорам пугать тех, кто уже напуган?

Уверен, что люди хотят развлекаться. Они для этого ходят в кино. Во Франции ты тратишь на билет в кино €15, за эти деньги ты хочешь зрелище, хочешь почувствовать что-то особенное. Хочешь убежать от реальности. Испугаться чего-то несуществующего, покричать, поплакать, полюбить. Фильмы очень важны для такого побега от реальности.

Я вот вижу, что вы — такой же, как я. Вы явно любите хорроры. И вы тоже любите ощущение, что боитесь чего-то особенного, нового для вас. Вам хочется быть испуганным. Это же прекрасно: полтора–два часа думать о чем-то еще. И даже потом вы выходите из зала, а фильм всё еще живет в вас какое-то время. Хорроры — это лекарство для души.

Прямой эфир