Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Алжир и Словения запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Мир
Зеленский назвал продвижение ВС РФ в Харьковской области первым шагом
Армия
Военнослужащие ВС РФ показали новый трофей — эвакуационную машину FV104 Samaritan
Общество
В Красноярске завели уголовное дело после драки футболистов «Енисея» с отдыхающими
Общество
Синоптик спрогнозировал возвращение тепла в Москве в начале грядущей недели
Мир
WSJ узнала о просьбе Киева к США определить цели для ударов на территории РФ
Мир
Суд в США приговорил к 30 годам тюрьмы напавшего на мужа Нэнси Пелоси мужчину
Мир
СМИ рассказали о выявленных на учениях НАТО проблемах в инженерном деле у военных США
Общество
Синоптики спрогнозировали ясную и теплую погоду в Москве 18 мая
Мир
США провели субкритическое ядерное испытание на полигоне в Неваде
Мир
Белый дом признал обеспокоенность укреплением отношений России и Китая
Мир
В Замбии начали расследование массового отравления пивом с кремом для обуви
Общество
Завершение сертификации самолета SSJ-New перенесли на 2025 год
Мир
В Бишкеке около тысячи человек собрались после драки местных жителей с иностранцами
Экономика
Правительство РФ продлило запрет на вывоз лома драгметаллов
Спорт
Российский боец Магомедов уступил американцу Миксу в борьбе за титул Bellator
Мир
Гросси заявил о необходимости продолжать диалог с РФ по ситуации на ЗАЭС

Дефицит культуры

Политолог Кирилл Коктыш — о том, что стоит за демаршем США в отношении ЮНЕСКО
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любому политику жизненно важны успехи: легитимность власти, а значит, гарантия устойчивости его позиций. Особенно они важны, если этот политик — Дональд Трамп, чья легитимность с момента избрания яростно оспаривается его противниками с применением всех дозволенных и недозволенных средств.

В такой ситуации постоянная демонстрация наличия успехов означает сохранение лояльности его электората, а вместе с ней — и шансов на победу. Внешняя и внутренняя политика — это всегда сообщающиеся сосуды, и невозможность внутриполитических успехов довольно часто может быть компенсирована успехами внешнеполитическими. Правда, яркие внешнеполитические результаты, как правило, достигаются односторонними уступками и сдачей своей позиции, что в свою короткую бытность президентом СССР весьма ярко продемонстрировал Михаил Горбачев.

Впрочем, он, похоже, и на самом деле верил, что создает новые ценности и таким несистемным образом снимает системные противоречия. Но Трамп отнюдь не Горбачев, он вовсе не очарован образом другого мира, напротив, он искренне исходит из идеи безусловного превосходства и исключительности США. При этом он не умеет и не готов проигрывать. Тем не менее он сегодня нуждается в ярких, «продаваемых» американской публике результатах ничуть не меньше, чем когда-то Михаил Сергеевич.

И в силу этого логика действий в обстоятельствах ограниченных конгрессом возможностей оказывается весьма схожей — правда, в силу стилистической разницы она приобретает характер не односторонней сдачи позиций, а битья посуды. США, ничтоже сумняшеся, выходят из одного за другим критически важных международных соглашений — это и соглашение о климате, и соглашения в области безопасности. Возможно, в этом списке окажется и соглашение по Ирану. И, в отличие от позднесоветского периода, бенефициара, который бы от этого выигрывал, нет. Проигрывают в результате все.

Теперь США объявили о выходе из ЮНЕСКО — с 31 декабря следующего года. Декларированная причина демарша в виде обвинения ЮНЕСКО в предвзятости в отношении Израиля при всей своей серьезности всё же стала для Трампа не более чем поводом: для него были и остаются единственно критичными именно внутриполитические резоны. В частности, ему сейчас совершенно необходимо продемонстрировать своему избирателю, что недавно провозглашенная им реформа ООН, за которую проголосовало почти 130 стран, на поверку оказалась не пустышкой, как многие его внутриполитические обещания, а имеет шансы воплотиться в реальность.

А в этом деле сохранение динамики куда важнее результата: последний будет (или нет) завтра, а динамику можно «продать» уже сегодня. В силу этого всё превращается в привычную комбинацию, когда наказывают невиновных, а награждают непричастных. Громогласная реформа ООН, которая по здравому размышлению могла бы иметь смысл, — ООН и в самом деле обросла огромным количеством вполне паразитических организаций, траты которых не мешало бы подвергнуть ревизии, — на деле обернется ударом по наименее коррумпированной и вполне дееспособной ЮНЕСКО.

Понятно, что, действуя таким образом, Трамп исходил из принципа минимальных потерь и руководствовался символами, понятными простому американцу: в конце концов, на территории США с их пока недолгой историей вовсе не так уж много памятников истории, которые стоит охранять. Да и те, что были, начали ощутимо шататься после недавнего «памятникопада» героев американской гражданской войны.

Однако закон неизбежных последствий никто не отменял. В результате проигрывают все: культура в целом становится менее защищенной, а значит, и менее значимой. А вместе с ней куда менее защищенным становится и весь мир. Ведь культура — это то тонкое измерение, которое позволяет обнаруживать точки соприкосновения для непримиримых противоречий и находить сложные решения для сложных проблем.

Дефицит же культуры оставляет в арсенале только простые решения. Последние куда более прямолинейны и уж слишком часто сводятся к логике игры с нулевой суммой, когда тактический выигрыш одного сегодня может означать стратегический проигрыш всех завтра. В том числе — и сиюминутного победителя.

Автор — доцент МГИМО, член Совета и ответственный секретарь Ассоциации политических экспертов и консультантов 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир