Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Научить по-настоящему жить

Общественный деятель Диана Машкова — о том, почему для адаптации воспитанников детдомов к реальной жизни недостаточно холодильника
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Три года назад прошла реформа детдомов, и принципы жизни в сиротских учреждениях полностью поменялись. Пребывание ребенка в них постарались сделать максимально приближенным к условиям жизни в семье. Что же действительно удалось изменить? Практически во всех центрах содействия семейному воспитанию ребенка (так теперь называются детские дома) сделаны ремонты, полностью переформатировано пространство. Центры больше похожи на квартиры: стоят плиты, холодильники, столы. Дети разделены на малые группы до восьми человек, у каждой постоянный воспитатель. Но ребята по-прежнему ходят в столовую, где готовят повара, а моют посуду и убирают нянечки. Получается, что дети «наблюдают» плиту, холодильники, а при выходе из учреждения просто не знают, что с этим делать.

Вряд ли можно говорить о готовности к выходу в обычную жизнь не только в бытовом, но и в моральном плане. У большинства детдомовцев нет привязанностей, все люди для них — чужие. Тут возникают проблемы и с адаптацией в приемной семье, и в дальнейшем с созданием собственной. Чтобы социализировать этих детей, нужно не только поставить холодильник, но и обратить внимание на компетенции воспитателя. Безусловно, родителем для ребенка он стать не сможет, но очень важно, чтобы воспитатель стал значимым взрослым, авторитетом, который готов оказывать поддержку не только в рамках учреждения.  По сути это единственный взрослый, у которого есть постоянный доступ к ребенку.

Воспитателю необходимо быть эмпатичным, настроенным на сопереживание, готовым понять и поддержать ребенка в разные моменты его жизни. Относиться к сироте как личности, принимать его историю и историю семьи. Специалист должен понимать возрастные особенности, осознавать потребности детей и уметь их обеспечивать, знать, как реагировать на асоциальное поведение, принимать и работать с теми травмами, которые есть у детей. Все должны понимать, что не травмированных детей в учреждениях нет. Это ребята, потерявшие семью. И, как правило, это не единственная травма — могут быть также последствия пренебрежения нуждами, жестокого обращения и даже сексуального насилия.

Поэтому и воспитателей для работы с сиротами нужно готовить отдельно. Пока они учатся вместе с сотрудниками детсадов или школ и получают похожую подготовку. Но у ребенка, который ходит в садик, есть семья, которая даст ему основные навыки жизни дома. Задачи у воспитателя сирот совершенно иные: он должен оказать качественную и комплексную помощь, заполнить те пробелы, которые обычные люди даже не осознают.

При этом, конечно, задача номер один — не создать для ребенка имитацию семьи, а устроить в настоящую. Центр содействия семейному воспитанию должен стать не местом, где ребенок проживет до 18 лет, а потом выйдет в обычную жизнь, а пунктом временного пребывания. Главная задача сотрудников — найти и наладить отношения с биологической семьей. Если же воссоединить ребенка с кровными родственниками не получилось, тогда должны предприниматься шаги к его устройству в приемную семью.

Казалось бы, здесь задача со временем облегчается. Еще четыре года назад в детских домах было 119 тыс. воспитанников, сейчас осталось меньше 50 тыс. Если такая динамика сохранится, то через несколько лет останется 20 тыс. детей. Но уже сегодня в учреждениях остаются самые сложные категории детей. Это подростки, часто с асоциальным поведением. Это дети-инвалиды и сиблинги (большие группы братьев-сестер, которых не разлучают). То есть остаются дети, которых сложно передать в семью на воспитание. Пройдет некоторое время, и задача станет еще сложнее — в детских домах будут жить подростки с криминальным опытом, проблемами алкоголизма и наркомании. То есть дети, которые настолько асоциальны, что для обычной семьи могут быть разрушительны. И тут нам необходимо готовить особых людей, которые смогут справляться с такими сложными категориями. Чтобы эти дети смогли по-настоящему жить, а не остались на обочине жизни.

Автор — писатель, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» благотворительного фонда «Арифметика добра»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир