Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

То, что вы хотели, но стеснялись спросить у жены священника

В книге «Матушки» девять женщин рассказывают о радостях и трудностях жизни «за батюшкой»
0
То, что вы хотели, но стеснялись спросить у жены священника
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве вышла книга Ксении Лученко «Матушки: жены священников о жизни и о себе». На лицевой обложке девять женских лиц, на задней — девять мужских: редкий случай, когда священник выглядывает из-за плеча своей жены, а не наоборот.

Между обложками — интервью и монологи. Матушки рассказывают, как познакомились с будущим батюшкой, как узнали, что жених или муж собирается стать священником (брак для человека, уже рукоположенного в священный сан, невозможен, а вот обычный преподаватель или инженер, будучи уже женатым, может решить посвятить себя Богу и не отказываться от семьи).

Героини для интервью отобраны разного возраста, воспитания, образования. Их пути к вере тоже были различны. Объединяет их одно: мужья — православные священники. Был и некоторый «естественный отбор»: далеко не все матушки решались на разговор. Кстати, согласились в основном жены довольно «публичных» священников — например, бывшего пресс-секретаря патриарха протоиерея Владимира Вигилянского, профессора Санкт-Петербургской духовной академии и известного историка и публициста протоиерея Георгия Митрофанова, создателя Музея современного христианского искусства протоиерея Андрея Юревича.

Как правило, семейная жизнь духовенства скрывается от посторонних глаз. Матушки внимательно следят за тем, какое производят впечатление, поскольку по ним судят и о  муже, и о приходе, где он служит. Жене священника приходится постоянно мужа «делить» с теми, кому он нужен, нередко в неурочное время.

— У нас, когда папа дома, тогда и праздник, — говорит о себе и детях Светлана Соколова, жена настоятеля храма святителя Николая при Третьяковской галерее. Ее супруг, кстати, собирался в монахи, когда они дружили в студенческие времена, родители разгадали в Светлане будущую жену сына раньше него самого.

Книга не становится сборником рецептов по построению «идеальной семьи»: чем старше и опытнее жена священника, тем менее она склонна давать советы. «Начинайте заниматься детьми пораньше» — вот, пожалуй, и все. Большинство старались не заставлять детей выстаивать службы в храме, но если отец в алтаре, а мать на клиросе, иногда их просто не с кем оставить.

Не все дети священников «шелковые». Матушка Лариса Первозванская признается, что у среднего сына началась «компьютерная болезнь»: проглядели, потому что старшие к электронным играм относились спокойно. Девочек Первозванские не пускают на учебу в брюках, хотя они учатся в обычной, а не в православной школе.

Финансовый вопрос в семье священника с девятью детьми если и не стоит остро, то не дает забыть о себе. При самых дешевых билетах в цирк на семью нужно не меньше 5 тыс. рублей, так что приходится радоваться подаркам районной управы. И все же «православное образование — это не монашеское образование. Главное — готовить к обычной простой жизни», считает Лариса Первозванская.

О проблемах говорят вскользь. Например, Ольга Ганаба упоминает, что ее родители развелись, хотя отец тоже был священником, причем это произошло не без давления советской системы. В ее собственной семье выросли четверо детей, и на службе она видит в алтаре четыре поколения родных: свекра, супруга, сыновей и внуков.

Книга скорее не об отдельных семьях, а о преемстве поколений: многие героини начинают рассказ с 1920-х годов. И, конечно, о женской доле: почти все матушки рано или поздно жертвуют работой (чаще всего любимой и «специальной» вроде ядерной физики) ради воспитания детей.

«Матушки» — не первая книга в своем жанре. «Записки попадьи» Юлии Сысоевой тоже повествуют о непубличной стороне жизни духовенства. Только в отличие от героинь нового издания Сысоева в основном рассказывает не о себе, а о других, и украшает текст анекдотами семинаристов и байками из приходской жизни. Зато там больше бытовых деталей. Также есть воспоминания Лидии Каледы «О нашей жизни с отцом Глебом» — известнейшим священником советского времени.

Словом, если вы ожидали шокирующих подробностей о супружеских отношениях и бытовых трудностях священников, ваш интерес вряд ли удовлетворит даже вся существующая литература. Но книга «Матушки» рассказывает о жизни священников больше, чем знают о ней даже самые усердные прихожане.

Комментарии
Прямой эфир