В Москве построят подземный город с садами, больницами и роллердромами

В подземной Москве могут появиться библиотеки, медицинские кабинеты, ателье, тиры и другие самые разнообразные заведения. Об этом «Известиям» рассказала Ольга Семенова, начальник Мастерской № 22 НИиПИ Генплана, которому власти поручили создать проект подземного города. Проектировщики готовы работать со всем пространством под Москвой внутри МКАД. Как рассказала Семенова, под землей может появиться крайне широкий перечень объектов.
— Это будет не точечная застройка, а комплексно развитое пространство, — отметила она. — Оно может быть разделено на зоны. Например, часть территории будет ориентирована на молодежь. Мы не исключаем, что под землей появятся роллердромы или тиры.
В другой части подземного пространства, по ее словам, можно будет провести время более спокойно. Например, посидеть на лавочке в приятной обстановке или погулять в ботаническом саду.
— Если использовать очистители воздуха, дышать под землей будет легче, чем на загазованных улицах, — отметила Семенова. Предполагается, что в подземном городе можно будет совместить приятное с полезным и посетить, к примеру, ателье или клинику. Москва будет не только использовать мировой опыт по освоению подземных пространств, но и постарается обогнать другие города.
— За рубежом под землей размещают в основном магазины и складские помещения, — пояснила Ольга Семенова. — Мы же хотим создать комфортную среду, где можно будет гулять, когда климат не позволяет гулять на поверхности.
Как сообщали «Известия», в сентябре стало известно, что столичные власти готовы потратить 26 млн рублей на разработку плана подземного пространства города. Тендер выиграл НИиПИ Генплана. По словам Семеновой, институт должен подготовить конкретные предложения к маю 2013 года.
Сейчас проектировщики проводят анализ всего подземного пространства внутри МКАД и составляют карту ограничений подземного строительства.
— Современные технологии позволяют справляться с любыми трудностями, поэтому стопроцентных ограничений для нас нет, но если на пути окажутся инженерные коммуникации или геологические препятствия, проект станет дороже, — подчеркнула Ольга Семенова. — Мы выбираем территории, которые можно освоить наиболее безболезненно.
Вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры Сергей Ткаченко считает, что подземный город должен быть ограничен не МКАД, а Третьим транспортным кольцом.
— В спальных районах много места для строительства на поверхности, — пояснил он. — Строить на земле дешевле, чем под землей. Вместе с тем под самым центром Москвы строить практически невозможно, поскольку большая часть подземного пространства там уже занята: здесь много линий метро, подземные торговые комплексы, старинные кладбища, существование которых также нужно учитывать. При этом Ткаченко уверен, что многие учреждения можно без ущерба для них лишить дневного света.
— В театрах и кинотеатрах не нужен солнечный свет, — говорит он. — Он мешает и проведению соревнований на стадионах. Дневной свет не должен проникать в операционные и медицинские кабинеты, где проводятся очень многие процедуры. Он недопустим в некоторых производственных помещениях — например, там, где собирается электроника.
По мнению эксперта, в первую очередь под землю следует переместить учреждения торговли, культуры и спорта.
— Нужно, чтобы перед этим уже были готовы подземные улицы, потому что если мы просто выроем «норки» в центре города и сделаем в них магазины и кинотеатры, это ухудшит транспортную ситуацию на поверхности, — сказал Сергей Ткаченко.
При этом, по словам эксперта, подземное строительство в центре города будет стоить не меньше $5 тыс. за 1 кв. м. Это почти в два раза дороже, чем на поверхности.
— Инвесторы, конечно, в первую очередь захотят строить торговые объекты, — полагает Ткаченко. — Можно предположить, что инвестировать в подземное строительство активно будут предприниматели, имеющие здания в центре Москвы и желающие увеличить площадь своих помещений.
Профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина отметила, что Москва стоит на очень сложных грунтах.
— Подземные пространства Лондона — это глина, Нью-Йорка — скала, Берлина — пески. В московских же грунтах огромное количество плавунов и коварная юрская глина, которая обычно представляет собой плотную субстанцию, но может превращаться в жидкую, — рассказала она.
По словам Душкиной, застройщики в Москве нередко игнорируют сложность грунтов, что приводит к разрушению соседних зданий.
Историк архитектуры Григорий Ревзин считает, что под землей в Москве целесообразно строить только дороги и парковки. По его мнению, реализация проекта с подземными ботаническими садами и прогулочными зонами, где будет очищаться воздух, московскому бюджету обойдется неоправданно дорого.
— Я не понимаю, зачем ботанические сады и библиотеки размещать именно под землей? — говорит эксперт. — Треть территории Москвы — это промзоны, в основном они расположены в 5 км от Кремля. Почему бы не использовать эту территорию?
По словам Ревзина, ботанические сады и библиотеки трудно представить без солнечного света. К тому же, чтобы под землей росли деревья, потребуется очень много электроэнергии.