Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ предрекли крах виноделия в Европе из-за пошлин Трампа
Мир
Власти Мьянмы сообщили о повреждении нефтепроводов и ЛЭП из-за землетрясения
Общество
Конюхов завершил переход через два океана на 144-й день из-за поломок лодки
Армия
Глава ДНР сообщил о боях в окрестностях Красноармейска
Происшествия
В Саратове из-за неисправности экстренно приземлился пассажирский самолет
Мир
Матвиенко указала на ценность дружеских отношений России и Туркмении
Общество
Мастера газовой службы арестовали в Махачкале по делу о взрыве в многоэтажке
Армия
ВС России освободили Пантелеймоновку в ДНР и Щербаки в Запорожской области
Мир
СМИ узнали об обсуждении нового соглашения о перемирии в секторе Газа
Мир
Напавший на прохожих с ножом в Амстердаме мужчина оказался гражданином Украины
Мир
Додон назвал административным расизмом план Санду по распределению средств от ЕС
Общество
В Rutube опровергли блокировку платформы в Турции
Мир
Блок «Победа» сообщил о намерении стороны защиты оспорить продление ареста Гуцул
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
ВС РФ освободили Малые Щербаки в Запорожской области и Мирное в ДНР
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Общество
ВСУ потеряли за сутки более 190 военных в Курской области
Мир
СМИ предрекли крах виноделия в Европе из-за пошлин Трампа
Мир
Власти Мьянмы сообщили о повреждении нефтепроводов и ЛЭП из-за землетрясения
Общество
Конюхов завершил переход через два океана на 144-й день из-за поломок лодки
Армия
Глава ДНР сообщил о боях в окрестностях Красноармейска
Происшествия
В Саратове из-за неисправности экстренно приземлился пассажирский самолет
Мир
Матвиенко указала на ценность дружеских отношений России и Туркмении
Общество
Мастера газовой службы арестовали в Махачкале по делу о взрыве в многоэтажке
Армия
ВС России освободили Пантелеймоновку в ДНР и Щербаки в Запорожской области
Мир
СМИ узнали об обсуждении нового соглашения о перемирии в секторе Газа
Мир
Напавший на прохожих с ножом в Амстердаме мужчина оказался гражданином Украины
Мир
Додон назвал административным расизмом план Санду по распределению средств от ЕС
Общество
В Rutube опровергли блокировку платформы в Турции
Мир
Блок «Победа» сообщил о намерении стороны защиты оспорить продление ареста Гуцул
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
ВС РФ освободили Малые Щербаки в Запорожской области и Мирное в ДНР
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Общество
ВСУ потеряли за сутки более 190 военных в Курской области

Российский АВАКС морально устарел до появления на свет

Проект дальнего радиолокационного обнаружения вступит в строй на два года позже срока
1221
Российский АВАКС морально устарел до появления на свет
Фото: Allocer/wikimedia.org
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главкомат Военно-воздушных сил перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) с 2015 года на 2017-й. Тем самым военные пошли навстречу неоднократным просьбам разработчика А-100 — московского ОАО «Концерн радиостроения Вега», заявил «Известиям» информированный источник в главкомате.

— Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который в прессе именуется Ил-476. На его базе и создается А-100, но пока, как вам известно, летает только один опытный экземпляр. Чтобы сделать из него настоящий самолет ДРЛО, конструкторы должны иметь серийную машину и знать все нюансы аэродинамики, — рассказал он.

Глубоко модернизированный Ил-76МД-90 еще не пошел в серию, а Минобороны уже связывает с ним обширные планы. Самолет может стать даже фактором российско-украинских межгосударственных отношений

Однако сейчас представители заказчика, то есть Минобороны, обуяны сомнениями в способности концерна дать результат. Собеседник в ВВС сообщил «Известиям», что в радаре обнаружен ряд конструкторских просчетов, которые ставят под вопрос его работоспособность.

Программа «отечественного АВАКСа» началась в 2000 году. Конкурс выиграл концерн ПВО «Алмаз-Антей», который предполагал создать на базе А-100 сложный многопозиционный комплекс разведки, предупреждения и оповещения. Из-за больших габаритов оборудования в качестве носителя рассматривался тяжелый Ил-76 или вообще широкофюзеляжный Ан-124 «Руслан». 

Работы велись ни шатко ни валко. В 2002 году Минобороны разорвало договор с концерном и предложило передать всю документацию «Веге», а спустя семь лет выделило для экспериментов один Ил-76. К 2010 году стало понятно, что концерн радиостроения отстает от графика, самолет с предварительным оборудованием не совершил ни одного полета, а застрял на полигоне Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева.

Официально же гендиректор «Веги» Владимир Верба выражался весьма оптимистично, пообещав серьезный прорыв и готовность проекта через три–четыре года. В 2011 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин уточнил, что А-100 поднимется в воздух в 2016 году.

Информированные источники в ОПК говорят «Известиям», что на самом деле в тот момент произошло одно стоящее событие — заказчик и исполнитель согласовали кандидатуру Ил-76МД-90 в качестве базовой модели. А основные проблемы остались прежними, и даже прибавились новые из-за замены самолета-носителя.

Во-первых, А-100 создавался под «обычный» Ил-76, и замена базы потребовала полной переработки систем, новых продувок в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля. 

Во-вторых, его РЛС с двумя фазированными решетками, которые улавливают радиоизлучения и отражения, согласно тактико-техническому заданию Минобороны должна работать в двух диапазонах (каких именно — гостайна). Кроме того, самолет-носитель необходимо оснастить средствами управления, пассивной разведки и радиоэлектронной борьбы. Основные проблемы возникли как раз с главным радаром, который и есть сердце, глаза и мозг А-100.

Офицер ВВС, участвовавший в проектах ДРЛО с 1982 года, сообщил «Известиям», что ни один жизненно важный прибор толком не работает.

— Документация по РЛС направлена на согласование с Минобороны, но вряд ли куратор программы — главкомат ВВС — ее одобрит. Главное, что радар работает в одном диапазоне, а не двух. Техническая документация пассивной разведки до сих пор не защищена перед заказчиком, и в прошлом году лишь проведены лабораторные работы, — рассказал он. 

Специалист считает, что А-100 морально устарел до своего появления на свет. С конца 1990-х годов в передовых мировых державах поменялись как минимум три поколения систем управления и разведки, исходя из теории так называемых сетецентричных войн. Вкратце это означает создание мощных глобальных сетей, которые объединяют и заменяют все существующие военные стратегии, причем война становится сетевым явлением, а боевые действия — сетевыми процессами.

Несмотря на кажущуюся фантастичность этой теории, современные американские системы АВАКС Е-3С с радаром AN/APY-2 созданы именно с прицелом на сетецентричную войну. В отечественном же А-100 реализованы принципы и системы начала 1990-х, уверен собеседник «Известий». Он не исключил, что проект будет закрыт.

Однако его коллега в главкомате ВВС считает, что на российском ДРЛО ставить крест рано.

— Надеюсь, серийное производство Ил-76МД-90 все-таки начнется до 2016 года. Тогда можно будет монтировать комплекс ДРЛО на их бортах, тестировать системы и лишь затем поддаваться алармистским настроениям, — успокоил он. 

По его словам, проверить взаимодействие комплекса со штатными бортовыми приборами и изучить влияние корпуса машины на радарное поле вокруг можно только на серийной машине. В свою очередь, представители концерна «Вега» от комментариев воздержались.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением