Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Богохульство оптом и в розницу

Политолог Борис Межуев — о том, почему европейские интеллектуалы не могут понять российский консерватизм
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Роскомнадзор вынес предупреждение нескольким интернет-СМИ за рекламу творений новосибирского художника Артема Лоскутова, которого ранее привлекали к административной ответственности за продажу футболок с изображением Богородиц в балаклаве. Наверное, само это очередное событие из жизни «креативного класса» меня бы оставило совершенно равнодушным, если бы ранее на портале «Полит.ру» не было опубликовано интервью с одним из наиболее популярных сегодня в России властителей европейских дум, словенским философом Славоем Жижеком.

В этом интервью Жижек объявил себя атеистом, причем «до мозга костей», но при этом сказал, что очень уважает христианское наследие, в особенности за саму идею «смерти Бога». Теперь Бог не просто умер, но знает, что Он умер. И это якобы самое ценное в христианстве. Мысль далеко не новая — теологию «смерти Бога» развивал еще погибший в гитлеровском концлагере Дитрих Бонхеффер. Но Жижек пытается использовать эту мысль для оправдания «богохульства» и кощунства, которые кажутся ему неотделимыми от самой христианской религиозности. «Для меня богохульство — и многие умные христианские теологи это знают — это неотъемлемая часть нелепой карнавальной культуры. <…> В христианстве Бог сам себя помещает в такое положение, в котором допустимо богохульство. Это действительно уникально».

Уникально здесь, конечно, только простодушие зарубежного светилы. Из его слов выходит, что если в христианстве трагически погибает Бог, то это означает, что над Ним позволительно издеваться. Если бы Жижек пришел на любую могилу, даже не жертв Холокоста, голодомора, бомбардировок Дрездена и Хиросимы, а на обычную могилу любого трагически погибшего человека и совершил бы на ней кощунство, то вне зависимости от буквы закона, думаю, он был бы немедленно приведен в состояние несовместимое с продолжением преподавательской деятельности. Но ему и в голову не приходит, что в самой идее смерти Бога есть что-то трагическое. Скорее напротив, Христос, обрекши Себя на крестную смерть, как бы позволил Pussy Riot над Собой смеяться.

Не надо быть поклонником учителя Жижека, психоаналитика Жака Лакана, чтобы не увидеть в этих словах философа признака извращенности известного толка, причем сам же Жижек это подтверждает, посвящая значительную часть своего интервью извращениям и извращенности, следы которых он обнаруживает повсеместно. Думаю, для того чтобы сказать, подобно агенту Клаусу из «Семнадцати мгновений», «среди извращенцев нельзя оставаться здоровым человеком, так я хотя бы все эти годы был самым здоровым среди извращенцев».

Но даже если оставить в покое извращения, чем все-таки объясняется вот такое отношение к религии в интеллектуально-философских средах Европы? Жижек сам говорит, ссылаясь на своего друга Алена Бадью, что сегодня в Европе борьба левых секуляристов с Ватиканом — это во многом тривиальная борьба за власть. Но у всякой тривиальной борьбы за власть есть некое идеальное основание.

Что это за основание? Предельно схематично, религия в истории играла две служебные роли: она примиряла человека с фактом собственной смерти и немного смягчала жестокие нравы. Сегодня просвещенному европейцу в загробную жизнь трудно поверить, а моральную пользу христианства сложно принять. Мысль о смерти уходит на второй план, а для тех, кто не может найти утешения, существуют оккультизм и практики медитации, что же касается смягчения нравов, то тут христианство из подручного средства превратилось в досадную помеху.

Я пишу эти строки из далекой Скандинавии, страны викингов. Когда-то на этой земле христианство и в самом деле смягчало сердца свирепым разбойникам, угрожавшим всей Европе. Но сегодня в тихой и спокойной Швеции, еще более мирной Дании и немного более напряженной Норвегии, в которых женщины на всех направлениях теснят мужчин, а мужчины, в общем, не особенно этому сопротивляются, уже почти никого не требуется смягчать.

Когда в поствоенной Европе начался этот процесс феминизации, точнее демаскулинизации общества, он еще встречал протестующие голоса — вспомним «Заводной апельсин» Энтони Берджесса или появившееся почти в одно время с ним «Возвращение со звезд» Станислава Лема. Но потом это искусственное «смягчение нравов» стало приносить свои видимые плоды: в Европе, особенно северной ее части, ты чувствуешь себя почти в полной безопасности, совсем не то что в России. Обратной стороной этого процесса являются вспышки беспричинного террора, почти бессмысленного насилия в ситуации всеобщей расслабленности.

Для этого расслабившегося мира представляет угрозу все, что до сих пор находится в напряженном состоянии. Проблема не в том, что либеральная Европа отрицает грех, в каком-то смысле она на нем настаивает, она отрицает христианские методы борьбы с грехом. Она придумала собственные методы, и ей кажется, что эти методы оказались более успешными, чем рецепты древнего христианства.

Россия, разумеется, все эти методы отрицает, при всей своей «бабской душе» она до сих пор, наверное, самая мускулинная страна Европы. В Осло почти на каждом шагу стоят гигантоподобные изображения обнаженных женщин одновременно с маленькими и нелепыми фигурками мужчин. Так современное искусство борется с традиционными нравами этой самой мускулинной страны Скандинавии, где о викингах еще не вполне забыли. Появись что-нибудь подобное в Москве, это мгновенно сочли бы идеологической диверсией.

Вот поэтому и проникает к нам современная Европа посредством карнавального богохульства с его псевдоутонченным философским обоснованием. Европа показывает нам сны о спокойной жизни, к которой можно приобщиться, только если расслабиться и перестать напрягаться, гневаться, возмущаться. Смерть Бога — это ведь только повод посмеяться.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности