Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Экономика
Иностранным инвесторам хотят упростить получение виз в РФ
Армия
Двоих летчиков потерпевшего аварию в Ставропольском крае самолета госпитализировали
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
На Украине уволили представителя оперативного командования «Юг» ВСУ Гуменюк
Мир
СМИ назвали взрывы в Исфахане результатом работы ПВО
Армия
Шойгу проинспектировал работу предприятия ОПК в Омской области
Мир
В «Хезболле» заявили о нежелании воевать с Израилем
Происшествия
Силы ПВО сбили 25 снарядов РСЗО Vampire за ночь над Белгородской областью
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Несколько авиакомпаний изменили маршруты полетов над Ираном после атаки Израиля
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

«Когда личные отношения берут верх над деловыми, начинаются проблемы»

Владимир Кехман — о грядущих премьерах Михайловского и потрясениях в Большом
0
«Когда личные отношения берут верх над деловыми, начинаются проблемы»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

22 июля Михайловский театр дает последнюю премьеру 180-го сезона — «Пламя Парижа» в постановке Михаила Мессерера. О том, что будет манить публику на площадь Искусств в следующем сезоне и в более отдаленном будущем, «Известиям» рассказал гендиректор Михайловского Владимир Кехман.

— Под занавес сезона вы обновили руководящий состав и балета, и оперы. Михаил Мессерер избавился от титула «приглашенный»: теперь он главный балетмейстер.

— Да, мы подписали контракт до конца 2016 года. Я уговорил его проводить в России больше времени, чем в Лондоне. Сейчас составляем план постановок на все три года, после чего, возможно, будем вместе искать нового художественного руководителя балета.

— Почему «возможно»?

— Потому что, по моему убеждению, худруком может быть только хореограф. Даже самый великий танцовщик или менеджер не способен стать лидером балетной труппы. Если мы с Михаилом Григорьевичем найдем среди ныне живущих хореографов интересную фигуру, человека, который сможет переехать в Петербург, то пригласим его. Жизнь в Петербурге — принципиальный момент.

— Но ваш новый худрук оперы Василий Бархатов сказал «Известиям», что не переедет в Петербург.

— Переедет. Мы ему уже кабинет в театре готовим, и служебную квартиру. Как можно быть худруком, если не находиться в Петербурге? Кстати, мы хотим, чтобы он привез к нам свой московский проект «Опергруппа». Уже договорились с Андреем Могучим о спектаклях на сцене БДТ, может, и Мариинка присоединится.

— Начо Дуато после ухода в Берлинский балет остается, как и планировалось, хореографом-резидентом?

— Почти на весь его репертуар у нас есть лицензия на пять лет вперед. Мы распланируем блоки спектаклей, и когда Начо приступит к работе в Берлине, у него уже будет готовый план приездов в Михайловский. Кроме того, он будет ставить один-два новых спектакля в сезон. Его сердце все равно в Михайловском театре.

— Расскажите о репертуарном плане балетной труппы.

— Следующий сезон начнется с очень красивого «Щелкунчика» Начо Дуато. В марте 2014 года поставим «Тщетную предосторожность» Фредерика Аштона. В мае этого же года Дуато выпустит свою знаменитую «Белую тьму», о которой я долго мечтал, а Мессерер — «Барышню и хулигана». Закончим сезон реконструкцией «Корсара» в версии Мессерера, а в начале следующего сезона к нам приедет ставить Жан-Кристоф Майо — название его балета я пока не хочу оглашать. Если успеем, то до конца 2014 года будет еще и «Коппелия».

— Экс-солистка Большого театра, ученица Николая Цискаридзе Анжелина Воронцова официально принята в Михайловский?

— Да, она написала заявление и с 15 июля работает в нашем театре.

— Какой у нее будет статус ― солистки, примы?

— Прима-балерины. Она работает как пчела, труппа ее обожает. Все слухи о ее строптивости — не более чем выдумка. Ни одного высокомерного жеста. В «Пламени Парижа» она будет танцевать две партии — Жанну и Диану Мирей.

— А в «Лебединое озеро» вы ее введете? 

— Обязательно. Более того: хочу, чтобы она станцевала роль Одетты-Одиллии на наших гастролях в Москве.

— Каковы оперные планы Михайловского?

— 8–9 сентября Даниэль Баренбойм и оркестр Берлинской госкапеллы поздравят нас с 180-летием. Сам юбилей мы отпразднуем 26 октября не гала-концертом, как делают все, а мировой премьерой оперы Алексея Сюмака «Немаяковский». Таковы традиции МАЛЕГОТа. Мы вообще решили, что хотим построить традиционный театр в лучшем смысле этого слова. Мой шестилетний опыт работы показал, что сегодня публике не хватает баланса между классикой, традициями конкретного театра и новыми веяниями. В отличие от Мариинки, где Валерий Гергиев, обладающий персональными творческими амбициями, ставит то, что интересно ему самому, мы стараемся показывать то, что интересно труппе и публике.

В конце января представим долгожданную «Царскую невесту» в постановке Андрея Могучего. Затем будет либо «Дон-Жуан», либо «Севильский цирюльник». Бархатов хочет поставить «Арабеллу» Рихарда Штрауса. А в сентябре 2014 года открываем новый сезон премьерой «Манон Леско» в постановке Юргена Флимма.

У Бархатова появилась еще одна задумка: давайте, говорит, каждый год ставить нового «Евгения Онегина». И правда: спектакль Андрия Жолдака прекрасен и востребован, там поют только молодые, чего я и хотел. Но если мы будем приглашать звезд, ввести их в этот спектакль не получится. Нужна более традиционная постановка.

— Как сочетается ваша установка на «традиционный театр» и персона Василия Бархатова, который отнюдь не позиционирует себя как традиционалист?

— Василий ― в первую очередь человек, близкий мне по идеологии. Я пригласил его даже не столько как режиссера, сколько как менеджера с отличным вкусом. Понимаете, в главных аспектах сто лет назад и сегодня зритель хочет видеть одно и то же, только подача должна быть современной. В этом смысле Бархатов — человек традиционный.

Неслучайно во главе оперы Михайловского стоят два молодых лидера ― Татарников и Бархатов, контракты с которыми заключены до 2016 года. Я считаю, что возраст с 30 до 35 — самый интересный и плодотворный. Помню себя в 30 лет, это было самое сочное время.

— Будете ли вы в ближайшее время вывозить свои спектакли за пределы Петербурга?

— Гастрольная политика для нас сейчас ― главный вопрос. Этим летом оперная труппа едет на Савонлиннский фестиваль. В декабре мы везем «Бал-маскарад» в белорусский Большой театр. К 180-летию мы очень бы хотели показать свои постановки в Москве — не были там уже два года. С 2015-го, надеюсь, снова будем ежегодно ездить в Японию с балетом на три недели. А 10 ноября 2014 года впервые отправимся на гастроли в Нью-Йорк, в Линкольн-центр. Если найдем достаточное финансирование, повезем и балет, и оперу.

— Попечительский совет поможет?

— Наш попечительский совет в ближайшее время сильно обновится. Нынешний председатель Илья Иосифович Клебанов, которому я очень благодарен, переехал в Москву, поэтому осенью мы объявим нового главу совета.

— Как вы оцениваете назначение Владимира Урина гендиректором Большого театра?

— Я давно говорил Урину, что он единственный, кто может быть назначен на эту должность. И точно знаю, что Владимир Георгиевич очень этого не хотел.

— Он намекнул, что исход переговоров решил какой-то очень веский довод, но не сказал, какой именно. 

— Поскольку Урин ― человек, обладающий огромным, воспитанным еще в советскую эпоху чувством ответственности, думаю, что при уговорах на это и был сделан упор. Ему рассказали, кто может возглавить Большой в случае его отказа, и спросили: «Неужели тебе не жалко?» Я уверен, что Урину предложили хорошие условия: полный карт-бланш и возможность вернуться в «Станиславский» в случае неудачи ― потому он и сказал, что не станет никого забирать из своего театра. Подозреваю, что заслуга убеждения Владимира Георгиевича в необходимости возглавить Большой принадлежит вице-премьеру правительства Ольге Голодец.

— Отставку Анатолия Иксанова вы, вероятно, одобряете?

— Это решение ― абсолютно правильное. По форме оно могло быть мягче: ничего бы не изменилось, если бы его уволили в октябре, а не в июле. Но, видимо, напряжение достигло такого уровня, что пришлось все делать срочно. А вообще Анатолию Геннадьевичу уже после истории с Филиным (17 января 2013 года худрук балета ГАБТа подвергся кислотной атаке. — «Известия») надо было спокойно поставить вопрос об увольнении и подготовить театр к своему уходу. Если это правда, что Филин незадолго до нападения ходил к нему, просил защиты и получил отказ, то как можно было после случившегося возглавлять театр? Проблема Иксанова в том, что все боялись к нему идти ― знали, что он никогда не защитит. В любом театре должен быть директор, к которому всегда можно обратиться за поддержкой.

— К вам артисты приходят напрямую или надо записываться?

— Ко мне можно подойти в любой момент, я всё время в театре, на репетициях. Но по творческим вопросам я принципиально никого не принимаю один на один ― только в присутствии худрука. На меня жалуются, пишут письма президенту и премьер-министру. Но когда эти письма возвращаются и в театре проходят проверки, никто не находит никаких нарушений. У нас абсолютно прозрачный бюджет, прозрачная система назначений на партии. Все проблемы начинаются тогда, когда система закрытая и вместо деловых и творческих отношений выходят на первый план личные. В этом одна из бед Большого театра.

Когда ты находишься в Петербурге и наблюдаешь со стороны, возникает ощущение, что есть отдельная планета под названием «Большой театр» с его нелепым попечительским советом. Как попечители могут обсуждать с дирекцией творческие планы театра? Это что-то невиданное. Большому театру вообще не нужен никакой попечительский совет. С таким бюджетом он сам может выступать попечителем. Вообще, судя по всему, Иксанов на протяжении последних трех лет уже не управлял театром.

— А кто управлял? Глава исполкома попечительского совета Александр Будберг?

— В том числе.

— Связано ли увольнение Иксанова с демаршем Светланы Захаровой, отказавшейся танцевать во втором составе «Онегина»?

— Никак не связано. Кстати, позицию Светланы я полностью понимаю и поддерживаю. В 2003 году она совершила подвиг перехода из Мариинского театра в Большой. Был страшный скандал, Гергиев дошел до Путина, но Света не дрогнула и осталась с Иксановым. В нынешней ситуации Иксанов обязан был хотя бы с ней поговорить. Ну она же достойна разговора?! Когда телевизионщики зашли в репетиционный зал и начали снимать артистку, избранную в первый состав, Света просто встала и ушла. Она не ходила жаловаться Путину, это всё бред. Не дала ни одного интервью. Просто выключила телефон и уехала.

— Но контракт Большого театра и Фонда Кранко был заключен с условием, что составы определяет фонд.

— Вы не видели этот контракт, и я тоже. Существует негласное правило: составы объявляют после минимум двух репетиций на сцене. Никогда и нигде составы не определяют в классе. Если контракт был подписан на таких условиях, то это непрофессионально. Считаю, что это проявление неуважения к одной из лучших балерин мира со стороны Большого.

— Г-н Урин сможет переломить ситуацию в театре?

— Там нечего переламывать, всё делается очень легко. Нужно лишь, чтобы у Владимира Георгиевича была полная свобода действий, право на принятие любых решений. Наверное, придется обновить команду. Театру нужен более молодой главный дирижер, у которого будет четкое видение развития Большого. Только где взять такого дирижера? Надеюсь также, что теперь в Большой смогут вернуться Наталья Осипова и Иван Васильев.

— Для этого театр должен сам их пригласить?

— Я бы на месте Урина это сделал. Конечно, не сейчас, но в обозримом будущем. Считаю, что Ване Большой театр с точки зрения репертуара необходим. Но он пока не готов возвращаться ― хочет быть «вольным стрелком». А Наташа полностью занята в Ковент-Гардене. Дело еще и в том, что она страстно любит Лондон. У нас в Петербурге они, к сожалению, не смогли прижиться из-за климата. Для тех, кто здесь не жил, он очень тяжелый. Анжелина Воронцова недавно тоже на это жаловалась.

— Вы же сами не петербуржец?

— Я потому и переехал в Петербург, что для меня этот климат очень комфортен. В Москве мне тяжело из-за аллергии, а здесь влажность подходящая.

— Трудовые книжки Осиповой и Васильева остаются у вас?

— Пока да. Для того я и начал всю эту историю, чтобы задержать их в России ― если бы не Михайловский, они бы уехали гораздо раньше. Надеюсь, что теперь они уже почувствовали дух свободы и скоро смогут вернуться.

— Следует ли Владимиру Урину вернуть в театр Николая Цискаридзе?

— Николай — непростой человек. Он публичная фигура и говорит нелицеприятные вещи. Но весь вопрос в следующем: то, что он говорит — неправда? Если ручки действительно бронзовые, то Иксанов пригласил бы в театр 25 журналистов, подвел их к ручкам — и всё. Проблема заключается в том, что слова Цискаридзе ― скорее всего, правда. Я не могу этого утверждать, поскольку последний раз был в закулисной части Большого, когда Иксанов со мной советовался, как ему сделать реконструкцию. Экс-министр культуры Александр Авдеев посоветовал ему приехать к нам в Михайловский и посмотреть, как мы провели свою реконструкцию. Но Иксанов не использовал наш опыт, он вообще не проявлял никакой инициативы и не брал на себя ответственность. Конечно, так легко — потому он и просидел на своем посту беспрецедентные 13 лет. Сейчас его восхваляют, но я уверен, что он войдет в историю Большого театра как один из худших директоров.

— Вы считаете, что у Иксанова была возможность вмешиваться в строительство?

— А Гергиев как сделал? Пошел к Путину и сказал, что нельзя так строить. И тогда все деньги отдали Герману Грефу, который проконтролировал расходы. Гергиев понял, что Министерство культуры не способно построить театр. Какое учреждение может знать, что нужно Большому театру, кроме самого Большого театра?

— Как вы считаете, кто остался победителем в конфликте Анатолия Иксанова и Николая Цискаридзе?

— В России есть такое правило: в публичном конфликте не может быть победителя. Ты всегда проигравший ― просто потому, что конфликт публичный.

— Поэтому наказали и Цискаридзе, и Иксанова?

— Конечно.

— Ваш директорский контракт заканчивается в конце 2013 года.

— Да, 31 декабря. В этот день Василий Петренко дает прощальный новогодний гала-концерт (смеется). Но я склонен остаться еще на 3–5 лет. Сейчас разрабатываю концепцию развития театра до 2018 года, осенью буду представлять ее на заседании правительства Петербурга. С двумя целями: увеличить бюджет и получить деньги на реконструкцию сценического комплекса. Если ее не осуществить, мы больше не сможем конкурировать ни с одним театром Петербурга. Мы последние, у кого нет новой сценической инфраструктуры: Александринка — новая, Мариинка вообще впереди планеты всей, «Зазеркалье» — новое, Театр музкомедии — тоже. А у нас даже оркестровая яма не регулируется. Сегодня в Михайловский театр невозможно купить билет. Ради нашего зрителя мы хотим давать больше спектаклей, но это почти нереально в отсутствие современного сценического комплекса.

— Сколько времени займет реконструкция?

— Девять месяцев. Театр закроется на этот срок либо в 2015, либо в 2016 году. Меня волнует только сценический комплекс. Остальное трогать не будем — я вообще не люблю новые театральные здания.

— Вторую сцену строить не планируете?

— Это будет следующий этап. Я знаю, как занять труппу девять месяцев: будем выступать в БДТ, плюс гастроли и отдых. Если прервать работу театра на более долгий срок — начинаются большие риски.

— Какие деньги нужны на реконструкцию?

— 1,5–1,8 млрд рублей.

— Платить будет правительство Петербурга?

— Поскольку сейчас все наши деньги идут на увеличение зарплат, очень надеюсь, что нас поддержит Министерство культуры. Если бы лично у меня было другое финансовое положение, я мог бы поучаствовать сам, но сейчас это невозможно. Безусловно, мы найдем и партнерские деньги. Буду обращаться к президенту. Я надеюсь, что любовь Владимира Владимировича к нашему театру в его бытность премьер-министром, когда мы получили грант, не угасла. Хотя обидно, что 30 млн рублей из этого гранта мы отдаем обратно в качестве налогов. Верю, что Минкультуры добьется изменения этой системы.

Комментарии
Прямой эфир