Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Мир
Президент Швейцарии заявила об отсутствии планов поставлять оружие Украине
Армия
ВС России взяли под полный контроль населенный пункт Очеретино в ДНР
Общество
Казанскую икону передали в храм Христа Спасителя для начала крестного хода
Общество
Сильный дождь обрушился на Москву
Мир
В Израиле после запрета Al Jazeera в ее офисе начались обыски
Мир
Захарова пообещала ответ РФ на враждебные действия со стороны Прибалтики
Мир
Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом во Францию
Мир
В США предрекли Зеленскому потерю власти после завершения конфликта на Украине
Мир
СМИ сообщили об отправке Францией на Украину отрядов Иностранного легиона
Мир
Папа римский поздравил с Пасхой православных христиан
Мир
ХАМАС нанесло ракетный удар по району на границе Израиля и сектора Газа
Мир
Глава МО Израиля анонсировал скорое начало операции в Рафахе
Общество
Благодатный огонь прибыл в ЛНР
Мир
Акция «Бессмертный полк» прошла в германском Франкфурте
Мир
Телеканал Al Jazeera осудил запрет на его деятельность в Израиле
Мир
Нетаньяху заявил о готовности на перемирие с ХАМАС в обмен на заложников

Быть Бараком Обамой

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, можно ли списывать внешнеполитические промахи США на козни союзников
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тучи над головой сирийского лидера Башара Асада сгущаются.

У нас любят по поводу и без повода говорить, что всё решается в Вашингтоне. Что ж, сегодня именно так дела и обстоят. Нет ни единого шанса, что какую бы то ни было форму военного вмешательства в сирийский конфликт одобрит Совбез ООН ― Китай и Россия будут стоять на своем, наложат вето или будет настаивать на отправке всё новых и новых миссий в Сирию, на проведении новой Женевской конференции и т.п.

Таким образом, военная операция, от которой со всей определенностью говорят американские СМИ «не если, а когда», станет уделом «узкой группы союзников по НАТО» (цитирую по CNN). На этот раз к «узкой группе» готова присоединиться и Германия, но в отличие от Ливии США уже не удастся сделать вид, что они играют вторую скрипку ― придется бить первыми и брать на себя всю полноту ответственности за последующий хаос в регионе, который, как мы видели из недавних примеров, после вмешательства только возрастет.

И ведь видно, что Бараку Обаме не хочется ввязываться в новый военный конфликт, но, как верно заметил мой друг и коллега Борис Межуев, «друзья вынуждают», друзья помыкают и манипулируют мировым гегемоном, всё дальше загоняя администрацию 44-го президента в угол, не оставляя ему никаких других опций, кроме как начать бомбить Асада.

Но давайте на минуту остановимся и подумаем, так ли уж обложили первого чернокожего президента Америки, так ли беспроигрышно против него была выстроена комбинация, что ему придется самому рушить всё то, что он выстраивал в международных отношениях, так ли уж прочно влезли друзья США в политику Вашингтона, что президент попросту попал в ситуацию цугцванга?

Ведь даже если «принуждение Америки к войне» стало не стечением геополитических обстоятельств, а результатом весьма хитроумной многоходовки, Обаму это всё равно не извиняет. В распоряжении президента США находятся колоссальные ресурсы, такие, что и не снились любой другой стране мира. Разведка, аналитика, спутники, беспилотники, самая профессиональная в мире экспертиза и, наконец, как выясняется, тотальная сеть слежки и прослушки. И всё это было бессильно против злых происков? Как-то не очень в это верится.

Куда более разумным будет предположить, что осторожность Обамы, его концепция «лидерства с задних рядов» (leading from behind) являются свидетельством не новой международной доктрины, а попыткой выдать за стратегию ее полное отсутствие. Вспомним хотя бы, как долго Обама тянул с принятием решения по Хосни Мубараку, а потом вдруг объявил о поддержке протестующих, а одному из главных бывших союзников на Ближнем Востоке даже не удосужился предоставить политическое убежище или обеспечить его выезд в третью страну (как ранее всегда Штаты и поступали).

В Сирии всё, похоже, идет по тому же сценарию. Еще в 2011 году Асад был назван администрацией Обамы реформатором и надежным переговорщиком, а теперь попал в разряд убийц и негодяев, и какие-то дни, кажется, отделяют его страну от натовских бомбардировок.

Представьте себе главного инженера завода, у которого вот-вот рванут все трубы и перегорят все кабели. Подчиненные советуют много чего, в том числе чрезвычайные действия по замене всей инфраструктуры, но инженер медлит, предлагает не горячиться и поставить очередную заплатку тут и там, при этом продолжая по требованию коммерческого директора увеличивать нагрузку на систему. Чем это кончится? Можно себе представить!

А теперь представьте, что всех советчиков, которые настаивают на разработке хоть какого-то технического плана, начинают отстранять от работы и заменять либо некомпетентными людьми, либо людьми, боящимися спорить с начальством. Уж в таком-то случае никого винить в будущей большой аварии не приходится, кроме самого главного инженера.

Что ж, Барак Обама примерно так и действует. Когда-то в ливийской катастрофе винили трех женщин: Хиллари Клинтон, Сьюзен Райс и Саманту Пауэр. Хиллари ушла из администрации, зато двух других либеральных валькирий Обама чрезвычайно возвысил: одна стала его советником по национальной безопасности, вторая ― послом в ООН. Сдержанный, технологичный и требующий дисциплины в Белом Доме (чем очень раздражал администрацию, и это уже о чем-то говорит) Том Донилон был отправлен в отставку, а ближайший конфидент Обамы Дэнис Макдоноу, который на пару с Донилоном до последнего отговаривал президента поддерживать и протестующих в Египте, и инсургентов в Ливии, направлен на административную работу главы аппарата. Джон Керри, назначенный госсекретарем под влиянием вице-президента Джо Байдена, несмотря на свою специализацию в бытность конгрессменом (Ближний Восток), как будто и вовсе не имеет своей точки зрения по сирийскому вопросу.

При желании Обама (тем более, на втором сроке ― чего терять!) мог бы выступить последовательно и жестко, отказаться проводить военную операцию без санкции Совбеза ООН, ссылаясь на то, что ливийская операция всё же была так или иначе международным сообществом санкционирована. Он мог бы пригрозить ЦРУ роспуском и получить нужные ему разведданные от других ведомств (Пентагона, который, кстати, не особенно рвется в бой), департамента национальной разведки или вовсе от разведывательных ЧВК, которые во множестве действуют в регионе. То, что эти (противоположные) данные могут также оказаться недостоверными, не столь важно, важно с высокой трибуны заявить о том, что они достоверны, и США не собирается повторять ошибок Буша-младшего…

Борис Межуев советует Обаме обратиться к опыту Никсона. Но для того, чтобы действовать, как Никсон, надо быть Никсоном, который и во внутренней политике отличался решительностью и стратегическим видением. Обама же во внутренних делах столь же невразумителен, как и во внешних. Ну действительно, его реформа здравоохранения дает сбой за сбоем, экономика чувствует себя по-прежнему неважно, а он громогласно заявляет на весь мир о необходимости развивать «чистую» энергетику. Это как если бы вышеупомянутый главный инженер, выслушав доклад прораба о прорыве канализации, отдал бы распоряжение обновить цветочные клумбы перед заводоуправлением.

Так что если и когда первая американская бомба упадет на Сирию, Обама окончательно распишется в своем провале и пенять на друзей будет бессмысленно.

Комментарии
Прямой эфир