Из дома Мельникова намерены выселить внучку архитектора

Министерство культуры обратилось в ГУ МВД по городу Москве с целью выяснить основания проживания в доме-мастерской архитектора Константина Мельникова его внучки Екатерины Каринской. С той же просьбой Музей архитектуры имени Щусева, в управлении которого находится половина здания (вторая половина является предметом судебных разбирательств между наследниками), обратился в прокуратуру и департамент культурного наследия Москвы. Об этом «Известиям» рассказал заместитель директора Музея архитектуры Павел Кузнецов.
По его словам, из-за проживания в памятнике авангарда Екатерины Каринской планируемая реставрация здания может быть затруднена.
— Музей должен иметь доступ в дом, чтобы провести опись мемориальной обстановки. После нее помещение должно быть опечатано, а рядом выставлена охрана. В противном случае — если в здании будет кто-то жить — музей, который провел описание комплекса, уже не сможет гарантировать сохранность вещей, — объяснил «Известиям» Павел Кузнецов.
Одна из внучек архитектора Константина Мельникова Екатерина Каринская является исполнителем завещания своего отца, художника Виктора Мельникова. Согласно этому документу, государство должно создать «музей отца и сына» недалеко от здания.
Слово «недалеко» при этом трактуется сторонами по-разному. По мнению Екатерины Каринской, государство обязано выделить помещения в самом Кривоарбатском переулке. Представители Музея архитектуры, в свою очередь, считают, что их здание на Воздвиженке находится в пешей доступности от дома Мельникова и соответствует условиям завещания.
— Быть исполнителем завещания — не значит проживать в доме, — считает Павел Кузнецов. — По сути, проживание Екатерины Викторовны в доме Мельникова незаконно.
Ранее «Известия» писали о том, что Министерство культуры намерено выделить около 6 млн рублей на полный комплекс реставрационных работ в доме Мельникова. В настоящее время в здании установлены маяки для анализа скорости деформации перекрытий и стен.
30 октября 2013 года Музей архитектуры имени Щусева получил охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия, которое позволяет заняться реставрацией до окончания споров между наследниками.
Согласно этому документу, в первой половине 2014 года планируется провести обследование дома Мельникова, затем во второй половине года начать первые противоаварийные работы. Ожидается, что комплексная научная реставрация будет производиться в 2015, 2016 и 2017 годах, после чего шедевр архитектуры станет филиалом Музея архитектуры имени Щусева.
По мнению Екатерины Каринской, она имеет право жить в доме до тех пор, пока не будет исполнено завещание ее отца.
— Как это у меня нет оснований [жить в доме Мельникова]? — удивилась Екатерина Каринская, выслушав вопрос «Известий». — Я — исполнитель завещания, а оно до сих пор не исполнено, поэтому по закону я несу ответственность за всё имущество.
Ответы инстанций о законности проживания в доме Мельникова Екатерины Каринской Музей архитектуры надеется получить в начале февраля.
Дом-студию Константин Мельников построил в конце 1920-х годов для своей семьи. После его смерти между наследниками архитектора начался имущественный спор, который не завершился до сих пор. Тем временем здание, включенное во все мировые путеводители и справочники по истории архитектуры, постепенно разрушается.