Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Севастополе частично пропал свет после падения на подстанцию обломков БПЛА
Мир
Президент Бразилии отказался ехать на конференцию по Украине в Швейцарию
Происшествия
Электросамокатчик сбил девочку в Москве и сбежал с места происшествия
Общество
Перерасчет ненадлежащих услуг ЖКХ предложили сделать автоматическим
Политика
Россия может увеличить объем экспорта смешанных удобрений в Малайзию
Армия
Взвод лейтенанта Мамедова удержал оборону под натиском бронетехники ВСУ
Экономика
В Минфине подтвердили окончание льготной ипотеки под 8% в июле
Мир
Президент Словакии Пеллегрини сообщил, что Фицо помнит детали покушения
Спорт
В ЦСКА рассказали о сроках восстановления вратаря Торопа
Спорт
Новым главным тренером «Спартака» стал сербский специалист Деян Станкович
Армия
ВКС РФ уничтожили три базы террористов в Сирии
Мир
В США назвали причину отмены выборов на Украине
Мир
В ВСУ признали усиление российской армии в ходе СВО
Спорт
Россиянин Цыплаков подписал контракт с клубом «Нью-Йорк Айлендерс» НХЛ
Мир
Эксперт предрек подорожание маленьких квартир и студий в Москве
Происшествия
ВСУ впервые применили реактивные снаряды GLSDB для обстрела жителей ДНР
Общество
В МАГАТЭ заявили об отсутствии следов запуска беспилотников с Запорожской АЭС

Обама поворачивает вправо

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, как американский президент решил вопрос о равенстве
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодное послание американского президента к конгрессу «о состоянии дел в Союзе» (так официально называются Соединенные Штаты по Конституции) давно является новостным поводом международного масштаба. В этом нет ничего удивительного, тем более когда речь идет о внешней политике США.

Однако наш интерес внешнеполитической проблематикой не ограничивается. Как бы нам ни было сложно это признать, главные тренды современности (равно как и противодействие им) формируются и обкатываются в Америке. Турнир идей происходит, увы, за океаном. То есть даже тогда, когда речь идет, казалось бы, исключительно о внутренних делах США, речь идет и обо всем мире.

Последнее обстоятельство часто упускается из виду многими отечественными экспертами, которые, как мантру, произносят из года в год, из десятилетия в десятилетие: главным фактором выборов (рейтингов, политических дискуссий и т.п.) является внутренняя политика, и стало быть... Обычно в этом месте следует если не точка, то многоточие, поскольку подразумевается, что происходящее в этой самой внутренней политике нас нисколько не касается.

На мой взгляд, это большая ошибка.

Приведу простой пример. Президент Рональд Рейган в свое время сделал ставку на религиозных консерваторов и говорил в конгрессе о приверженности американцев традиционным ценностям и Богу. Чуть позже, во многом опираясь на американское «Моральное большинство» (в данном случае это название общественной организации), он провозгласил СССР «безбожной империей зла», а в советском андерграунде появилась мода на веру и Церковь. А еще через несколько лет распался Советский Союз.

Перенесемся в наше время. Сегодня можно быть вполне уверенными в том, что если в Вашингтоне (как это было во времена Клинтона) подписан Акт о защите семьи (тот самый, что не признавал однополых браков), то и тема прав секс-меньшинств не будет особенно востребована в мире. Если же (как это случилось при Обаме) ЛГБТ-тематика стала официальной доктриной партии действующего президента ― ждите соответствующего развития событий в каждой не изолированной от мира стране. Что ж, ведь так и случилось!

Между прочим, мнением президента США дело не ограничивается. Как только в США либертарианство и так называемое Движение чаепития приобрели значительное влияние, соответствующие настроения появились и у нас в стране: выборность полицейских начальников, местное самоуправление, право на оружие и самооборону, снижение налогов, требования среднего класса...

Дальше ― больше.

Как только президент Обама в своем прошлогоднем послании обозначил приоритеты внутренней политики ― а тогда это было повышение заработной платы, контроль за оборотом оружия, реформа образования и здравоохранения, миграционная политика, ― немедленно те же темы вошли в политическую повестку и у нас в стране. И не только у нас.

Справедливости ради стоит отметить, что всё, о чем Обама говорил год назад по части международных отношений (а также ― о чем умолчал, что иной раз даже важнее), исполнилось практически полностью. Налаживание отношений с Ираном стало реальностью, мягкий уход США из Ближневосточного региона все-таки состоялся, переформатирование отношений с «друзьями Америки», а также «перебалансировка» в Азиатско-Тихоокеанском регионе — всё это рано или поздно произошло. Теперь возможна даже (о Боже!) кубинская разрядка...

Но всё, что говорилось по части внутренней политики, сбылось с точностью до наоборот. Весь мир ожидал перемен влево, обещанных Обамой, но Америка продемонстрировала свою во многом неизвестную нашей стране консервативность. Оружие теперь в США еще более доступно, чем до наездов Обамы, не платная медицина теперь считается главным провалом президента, образование продолжает пребывать в упадке, а вопросы миграционной политики надежно перехвачены республиканцами.

В 2014 году Обама, как и ожидалось, подтвердил все свои приоритеты в части внешней политики.

Что же до содержания внутриполитического послания, то еще за несколько часов до речи президента США многие аналитики утверждали (и даже ссылались на «анонимные источники» в Белом доме), что речь будет практически полностью посвящена борьбе с социальным неравенством и президент-«социалист» призовет к еще большему вмешательству государства в экономику.

О каком равенстве идет речь? Недавно на страницах «Известий» историк Илья Смирнов взялся объяснить российской аудитории, что левые (социалисты, марксисты и пр.), во-первых, защищают само по себе равенство, а во-вторых, людей труда. Именно в такой последовательности: сначала равенство, потом труд. Отсюда делается странный, на мой взгляд, вывод, что левые защищают людей труда от произвола людей «высшего сорта». Несмотря на попытку дать индульгенцию «работающим капиталистам», дается рецепт двигаться влево. Основания — примерно те же, что и у Обамы: деньги ― нули и единицы, никто не ценит производства, везде заправляет «высший сорт» и т.п.

Однако правые в Америке — отнюдь не противники «людей труда», просто потому что ни один из реальных трудяг не согласится на «сначала равенство». Равенство налогоплательщика с халявщиком? Равенство предприимчивого с ленивым и умелого с неучем? И всё это при неограниченном вмешательстве государства, монополизации всех секторов экономики и повышении цен на медицину? И где-то между ними затесались еще права геев... и, думаю, не случайно. Иными словами, в левом проекте «большое государство» по своему усмотрению назначает успешных и «отстойных», и труд тут уж совсем ни при чем. О конкуренции и свободе выбора я уж молчу.

И вот ― сюжет! 44-й президент США в своем послании конгрессу говорит о равенстве лишь в традиционно американском ключе ― равенство возможностей и равенство всех перед законом. «Большая повестка Обамы», о которой еще в прошлом году с восторгом говорили лево-либеральные публицисты, фактически свернута. Судя по всему, поход Демократической партии налево завершен. 

Так что аргумент наших левых в стиле «даже в Америке» с сегодняшнего дня уже не имеет под собой никакого основания. Видимо, недолго осталось ждать и европейского сдвига вправо, учитывая проблемы периферийных стран еврозоны. 

Я бы обратил внимание и еще на один пункт в речи президента США. К 2016 году 98% американского экспорта будет приходиться на субъекты малого и среднего бизнеса. Дойдет ли эта мода до нас?

Комментарии
Прямой эфир