Новости, деловые новости - Известия
Среда,
24 августа
2016 года

«На Украине должен быть балет»

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова — о стремлении помочь Киевскому хореографическому училищу, гастролях ГАБТа в Нью-Йорке и душевной связи с Джоном Ноймайером

Фото из личного архива С. Захаровой

С 15 по 27 июля в Нью-Йорке пройдут гастроли балетной труппы Большого театра. Танцовщики главного театра страны представят в Линкольн-центре «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Спартак». Корреспондент «Известий» встретилась с примой-балериной ГАБТа Светланой Захаровой.

В каких партиях вы выйдете на сцену? 

— На открытии гастролей я танцую Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». Потом Эгину в «Спартаке», которым гастроли завершаются. 

 В марте в Большом театре прошла премьера балета «Дама с камелиями» Джона Ноймайера, где вы исполнили главную роль. Какие воспоминания остались от работы?

— Работа над спектаклем была действительно счастливым временем. Джон потрясающий: приятный, настоящий и искренний человек. Когда ты ему доверяешь и доверяешься, он открывает тебе то, что чувствует сам. Один его взгляд, и ты понимаешь, что он хочет сказать и чего хочет от тебя добиться. Ты не стесняешься своих эмоций, открываешься и окунаешься с головой в работу.

«Дама с камелиями»

«Дама с камелиями»

Из личного архива С. Захаровой

 Можете сказать, что между вами и Джоном завязалась дружба?

— Между нами действительно есть какая-то душевная связь. Мне кажется, что я понимаю и чувствую этого хореографа. Он много рассказывал про спектакль, про образ Маргариты. Но и я многое предлагала. После спектакля Джон сказал мне: «Знаешь, у меня было впечатление, что именно сегодня состоялась премьера моего спектакля. Я увидел его по-другому, по-новому». Хотя в хореографии мы вообще ничего не меняли. Услышать такое дорогого стоит.

— Стоит ожидать вашего дальнейшего сотрудничества?

— Джон приглашал меня принять участие в гала-концерте «Нижинский» в Гамбурге. Он просил станцевать отрывок из третьего акта «Дамы с камелиями» с Эдвином Ревазовым. Но я не смогла из-за занятости в гастролях Большого театра. 

 В 239-м сезоне ГАБТа у вас будут две премьеры: «Герой нашего времени» Юрия Посохова с режиссурой Кирилла Серебреникова и возобновление «Легенды о любви» Юрия Григоровича. Уже начали готовиться ?

— С Юрием Посоховым я встречалась. Он сказал, что я буду исполнять роль княжны Мэри. Первые репетиции мы планируем провести зимой. «Легенду о любви» начну репетировать сразу после всех моих летних гастролей. 

 «Легенда» станет седьмой вашей совместной работой с Григоровичем. Легко находите с ним общий язык? 

— Всё, что скажет Юрий Николаевич, я сделаю. Я послушная (смеется). Может, поэтому со мной так легко работать хореографам. Мне всегда интересно, чего они хотят добиться, я впитываю их идеи, изучаю стиль и технику, а потом уже добавляю свое нутро и эмоции.

 Планируете ли вы когда-нибудь выйти в балете «Евгений Онегин» Джона Крэнко, от участия в котором отказались накануне премьеры в прошлом году? 

— Нет. В жизни есть вещи, о которых не хочешь вспоминать. Наверное, это тот случай.

— Недавно в Большом театре подписали коллективный договор. Один из пунктов — необходимость получения разрешения на личные гастроли и работу вне театра. На ваш взгляд, это повлияет на свободу артистов?

— Никто из артистов без разрешения руководства никогда не уезжал на свои личные гастроли, если только это не был отпуск. Ни в одном театре мира такого быть не может. Это абсолютно нормально, ведь идет рабочий процесс. Так было всегда, но теперь это прописано в документе. Поэтому, если кто-то нарушит эти правила, получит официальные обвинения.

— В мае вы станцевали «Жизель» с Сергеем Полуниным на фестивале Рудольфа Нуриева в Казани. Какие впечатления остались от этого форума? 

— Очень приятные. Я второй раз приняла участие в этом фестивале. Видно, что публика в Казани балетная, многое видела и многое знает, ей есть с кем и с чем сравнивать. Я осталась довольна. У нас с Сергеем получился потрясающий спектакль. Мы полностью выложились: не то что на 100, а на 300%. Успех был огромный. Потом я села в самолет и полетела в Вашингтон, снова танцевать «Жизель», только уже с Дэвидом Холбергом в рамках гастролей Большого театра. Так что я была разогрета, и там спектакли прошли прекрасно. Во время поклонов зрители стоя аплодировали нам. 

— 7 декабря в Большом театре пройдет благотворительный концерт звезд балета, средства от которого пойдут на ремонт Киевского хореографического училища. Что побудило вас стать одним из инициаторов этого мероприятия?

— В ноябре 2013 года в рамках проекта «Первая позиция», художественным руководителем которого я являюсь, состоялись мои первые гастроли в Киеве. Я училась и жила там до 15 лет, так что к киевской балетной школе имею самое прямое отношение. Жизнь так складывалась, что мне никак не выпадала возможность выступить в Киеве. Но благодаря проекту наконец-то удалось организовать мой приезд.

После одной из  репетиций мы посетили хореографическое училище, дети приготовили для нас концерт. Когда я вошла в здание, там был тот же запах, те же стены, двери, окна. Мне сказали, что около 30 лет вообще никакой ремонт не проводился. После концерта была встреча с учениками, они задавали много вопросов. Всё это было прекрасно. Но потом дети в частных беседах рассказали, что зимой в залах максимум плюс 8 градусов, из окон дует, потолки протекают, ноги у них мерзнут. К сожалению, никому дела нет до того, в каких условиях они занимаются. Вот и пришла идея поддержать детишек.

— Не боитесь, что вашу акцию воспримут как политическую?

— Нет, я даже не думала об этом. С Юрием Барановым, солистом Большого театра и моим коллегой, который, кстати, тоже учился в Киеве, мы решили провести благотворительный концерт еще до начала трагических событий на Украине. Так что это никакая не политическая акция. На Украине должен быть балет. Дети ни в чем не виноваты, они хотят танцевать, достичь больших успехов и быть просто культурными людьми. И они должны учиться в чистых, светлых залах, чтобы им было комфортно и тепло.

— Вы являетесь режиссером концерта. Чьих выступлений ожидать зрителям?

 — Сергея Полунина, Дениса Матвиенко, Алины Кожокару, Леонида Сарафанова, Нины Змиевец, Ивана Путрова, Александра Жембровского — это звезды мирового балета, которые когда-то учились в Киеве. Было приятно, что все они сразу же согласились участвовать в концерте. А вместе с выходцами из Киева выступят и те, кто не имеет отношения к училищу, — Наташа Осипова, Яна Саленко и многие другие артисты, готовые поддержать нас. Я очень им благодарна. 

— Программа вечера известна?

— В первом отделении я с Сережей Полуниным планирую станцевать балет Аштона «Маргарита и Арман», а во втором сделать гала-концерт звезд. Думаю, это будет красивый концерт, ведь соберутся действительно звезды — артисты, которые сейчас занимают лучшие позиции в лучших театрах мира.

 Вы все чаще принимаете участие в благотворительных проектах. Почему это так важно для вас? 

— Ты идешь по своей дороге, но надо оборачиваться по сторонам и смотреть, что происходит вокруг. Если можешь чем-то помочь, нужно это обязательно делать. Когда я была маленькая, мне все время кто-то помогал. Я даже порой не знала, кто. Бывали трудные времена, но часто откуда-то поступала поддержка: денежные средства, костюмы, балетная обувь. Я помню, как в детстве радовалась любой помощи, поэтому и решила организовать свой благотворительный фонд в поддержку развития балетного искусства и ветеранов сцены. Кроме того, сегодня 15 детей из разных хореографических учебных заведений России получают ежемесячно мою именную стипендию. С нового учебного года стипендиатами будут уже 22 ребенка.

 Как отбираете претендентов? 

— К сожалению, у меня нет возможности ездить по стране и отсматривать детишек. Поэтому директора присылают мне записи выступлений учащихся, кандидатуры которых утверждаются на педагогических советах. По ним я и выбираю своих стипендиатов.

Из личного архива С. Захаровой

Известия // понедельник, 14 июля 2014 года

«На Украине должен быть балет»

«На Украине должен быть балет»Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова — о стремлении помочь Киевскому хореографическому училищу, гастролях ГАБТа в Нью-Йорке и душевной связи с Джоном Ноймайером

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Балет»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке