Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Экономика
В Минсельхозе сообщили об отсутствии влияния экспорта баранины на цены в РФ
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на воровство среди президентов и чиновников Украины
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Минсвязи пригласило банки в кабинеты россиян на портале госуслуг

На фоне стремления банков к данным граждан о доходах найден еще один вариант, как стимулировать население пользоваться электронными госуслугами
0
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По информации «Известий», на прошлой неделе в Центробанке состоялось совещание, на котором обсуждались механизмы получения банками информации из Пенсионного фонда России (ПФР). Минкомсвязи предложило в качестве такого канала-посредника Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), заодно банки бы регистрировали достаточно пассивных в этом отношении граждан — сейчас доступ к ЕПГУ имеют только 10 млн россиян.

Банки добились положительной реакции ЦБ на многолетние просьбы о получении доступа к базам ПФР и ФНС весной этого года, с тех пор активно обсуждаются варианты поставки этих персональных финансовых данных в банки. На совещании, которое прошло на прошлой неделе, обсуждалась возможность подключения банков к ЕПГУ для получения информации о доходах заемщиков (накапливаемой в ПФР) — этот механизм, альтернативный прямому доступу кредитных организаций к базам Пенсионного фонда, был предложен Минкомсвязи.

В Минкомсвязи рассказали «Известиям», как механизм будет работать на практике. Заемщик обращается в банк за получением кредита через интернет или лично. Если через интернет, то информационная система банка спрашивает у клиента, зарегистрирован ли он на портале госуслуг. Если да, то заемщик перенаправляется в окно единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), где он вводит свой логин и пароль. Затем ЕСИА спрашивает, согласен ли заемщик предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии его счета в ПФР. Если заемщик дает согласие, то тем самым он инициирует запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. Сейчас на главной странице портала Gosuslugi.ru доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях — можно посмотреть объемы и динамику поступлений от своих работодателей на страховую и накопительную части.

Если заемщик не зарегистрирован на портале госуслуг, то он может пройти онлайн-регистрацию. Раньше логин и пароль к Gosuslugi.ru нужно было получать традиционной почтой или на руки в офисе «Ростелекома» (оператор ресурса), но в 2013 году премьер Дмитрий Медведев призвал максимально упростить регистрацию на портале госуслуг, и появилось соответствующее постановление правительства. Теперь Минкомсвязи в качестве одного из сценариев предлагает предоставить банкам право регистрировать граждан на портале. Для этого ему требуется паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). После регистрации он сразу же сможет предоставить банку сведения из ПФР по описанной выше схеме. Если же заемщик обращается в банк лично, явившись к кредитору, то сотрудник банка спрашивает, зарегистрирован ли заемщик на портале госуслуг. Если да — менеджер просит заемщика прислать справку о состоянии счета в ПФР в электронном виде в банк. Если заемщик не зарегистрирован — сотрудник банка сначала сам регистрирует заемщика на портале госуслуг, а потом просит получить справку из ПФР и направить ее в банк.

— Операция по регистрации заемщика занимает 2–3 минуты и не требует специальной квалификации от сотрудника банка, — уверяют в Минкомсвязи. — Для того чтобы можно было регистрировать граждан на портале госуслуг, необходимо подключить информационную систему банка к ЕСИА. Технология подключения проработана и не вызывает каких-либо сложностей. На сегодняшний день к ЕСИА уже подключены более 150 различных информационных систем. Стоимость подключения зависит от специфики информационной системы банка. Она может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов рублей. Срок подключения — 6–8 недель.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Козырева, механизм этот отработан и применяется в различных органах власти.

— Сейчас вопрос заключается в предоставлении банкам возможности использовать этот механизм с согласия граждан, — говорит Козырев.

ЦБ воздержался от высказывания официальной позиции по альтернативному механизму, предложенному Минкомсвязи. При необходимости будет проведено новое совещание, отмечают в Банке России. Дело в том, что ЦБ предлагает предоставить банкам прямой доступ к базам ПФР и ФНС для получения информации о доходах заемщиков с 1 марта 2015 года, ведомство к началу августа разработало соответствующий законопроект.

В ПФР, однако, против предоставления банкам прямого доступа к базам фонда.

— Информация о страховых взносах на пенсионное страхование и сведения о зарплате находятся в базе персонифицированного учета пенсионных прав граждан, которую ведет Пенсионный фонд. Это персональные данные, которые по закону могут использоваться только в целях пенсионного обеспечения, — заявили «Известиям» в пресс-службе ПФР. — Информация о состоянии пенсионных счетов также по запросу представляется самим гражданам, всё остальное противоречит закону. Такую информацию в банки может предоставлять сам гражданин, используя в том числе выписки ПФР о состоянии его индивидуального пенсионного счета или документы из ФНС, которые также свободно по запросу предоставляются гражданам.

В то же время в ПФР поддержали вариант Минкомсвязи и предложили организовать доступ кредитных организаций к данным о доходах граждан через портал госуслуг при согласии самого гражданина — так банки не залезут в базы самого ПФР, и закон нарушен не будет.

— В условиях развития механизмов предоставления электронных сервисов и услуг, оказываемых клиентам в электронном виде, в банках может быть организован доступ к личному кабинету клиентов на портале ПФР и ЕПГУ, — отметила в письме Национальному совету финансового рынка первый зампред ПФР Лилия Чижик (письмо есть у «Известий»).

По мнению президента Фонда информационной демократии, экс-замминистра связи Ильи Массуха, с технической точки зрения реализовать предложенный Минкомсвязи вариант будет несложно.

— Главное, чтобы банки получали согласие граждан на получение доступа к информации ПФР, то есть чтобы кредитные организации, по сути, авторизовывались у физлиц, — говорит Массух. — Сейчас на ЕПГУ 10 млн пользователей. Это немало, учитывая, что это активная категория граждан, использующих интернет не только для того, чтобы сидеть в социальных сетях. Указанный механизм позволит привлечь новых пользователей, но объем привлечения не будет слишком большим: все-таки запрос данных о доходах граждан — фискальная услуга, она для кредитных организаций, а не для населения. Чтобы популяризировать ЕПГУ, нужно предлагать популярные услуги. Например, в прошлом году удалось привлечь 2 млн человек на ЕПГУ, поскольку пользователи портала могли участвовать в выборах в Общественную палату. Нужны услуги, связанные с парковками, детьми. Услуги нефискального характера позволят мотивировать граждан активнее пользоваться электронными госуслугами.

Банкиры подвергли предложенный Минкомсвязи вариант критике.

— Банки не поддержали такую процедуру из-за относительно небольшого количества пользователей ЕПГУ, больших операционных издержек на регистрацию новых пользователей и обработку информации от существующих пользователей портала госуслуг, а также вероятности оказания клиентам банков некачественной услуги, — пояснила позицию кредитных организаций вице-президент АСРОС Алина Ветрова.

Замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская считает, что предлагаемый механизм будет эффективен только в том случае, если у банков будет доступ к просмотру информации «списочно» по клиентам в базах ПФР. По ее словам, дополнительная регистрация по каждому потенциальному заемщику будет неудобна в связи с существенными трудозатратами при рассмотрении заявки от клиента на кредит.

По словам банкиров для крупных розничных игроков принципиально важно, чтобы всё было автоматизировано, чтобы речь не шла о запросах и обработке данных в ручном режиме.

По словам зампреда СДМ-банка Вячеслава Андрюшкина, эффективность получения данных из ЕПГУ довольно низкая на текущий момент.

— К порталу действительно подключены далеко не все, особенно за пределами двух столиц, у кого-то вообще нет компьютера дома (люди более старшего возраста), а ждать, пока данная система наберет обороты и популярность у населения, довольно долго, — считает Андрюшкин. — Если общее решение будет принято, то наиболее эффективным с точки зрения информативности и простым технически было бы все-таки предоставление банкам прямого доступа к данным из ПФР.

Начальник департамента информационных технологий МДМ Банка Эллиот Гойхман принципиально не против идеи Минсвязи. Он предлагает свои варианты доступа к данным ПФР через ЕПГУ.

— Например, гражданин, обладающий доступом в личный кабинет на портале, мог бы генерировать там уникальный код, который финансовая организация использовала бы в течение ограниченного срока для однократного получения доступа к его данным с целью проверки, — сказал Гойхман.

Заместитель начальника управления развития розничного бизнеса банка «Интеркоммерц» Владимир Милюков надеется, что компромиссный вариант доступа к данным ПФР будет найден — он необходим банкам.

— Чем больше информации, подтверждающей доход заемщика напрямую или косвенно, имеется в распоряжении кредитной организации, тем ниже риски, — поясняет Милюков. — Обладая исчерпывающей и достоверной информацией, банки смогут предлагать клиентам более низкие ставки при сохранении высокого качества формируемого кредитного портфеля, что напрямую отражается на устойчивости банковской системы и экономики страны в целом.

Комментарии
Прямой эфир