Москвичей стали на 60% реже штрафовать за нарушение правил парковки

По данным ГИБДД, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) составила за первые 6 месяцев 2015 года 164 тыс. административных протоколов за нарушение правил парковки (по ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ), что на 60% ниже показателей за аналогичный период прошлого года (411 тыс.).
Согласно постановлению правительства Москвы (N679-ПП) МАДИ наделена надзорными функциями ГИБДД по единственному виду административного правонарушения — парковка в зоне действия запрещающих знаков и разметки. Штраф за это проступок составляет 3 тыс. рублей, и решение о наказании инспектор МАДИ принимает самостоятельно. Помимо МАДИ, штрафы за парковку выписывает ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), однако оно их взимает только в зонах платных парковок. В пресс-службе последней организации «Известиям» пояснили, что сравнивать данные за оба полугодия в их случае некорректно, и статистику не предоставили.
— В первом полугодии 2015 года выписано больше штрафов за неоплату парковки, чем за аналогичный период в 2014 году. Увеличение числа штрафов связано с тем, что зона платной парковки в августе и декабре прошлого года была расширены. В августе в зону платной парковки было включено 153 улицы, в декабре — 430, — заявила известиям руководитель пресс-службы АМПП Елена Юдина.
В МАДИ 60-процентное снижение штрафов по линии их ведомства напрямую связывают со своей работой.
— Наблюдается тенденция к сокращению количества нарушений правил остановки и стоянки в зоне действия запрещающих знаков. Это связано с профилактической работой нашей инспекции, а также с постоянным присутствием на улицах города инспекторов, которые следят за соблюдением правил остановки и стоянки автомобилей и не только принимают меры административного воздействия на нарушителей, но и проводят с ними разъяснительную работу. Кроме того, сами автомобилисты стали серьезнее относиться к соблюдению ПДД, — рассказала «Известиям» в пресс-службе МАДИ.
Однако правозащитники полагают, что снижение штрафной активности повлияли совсем иные факторы. В частности, наведение порядка в самом МАДИ. В 2014 году прокуратура Москвы провела проверку в этой организации и АМПП. Выяснилось, что более 600 тыс. штрафов на сумму свыше 1,8 млрд рублей были выписаны с нарушениями.
— После скандала с 600 тыс. неправильно оформленных штрафов прежний руководитель МАДИ потерял рабочее место. Резонанс был довольно мощный, что, видимо, сильно сказалось на новом руководстве, которое теперь старается не проявлять такого рвения, — полагает координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
По мнению активиста, уменьшение числа штрафов напрямую не связано с законопослушностью граждан.
— Тут, с одной стороны, проявилась адаптация автомобилистов к новым реалиям: те, кто принципиально против платной парковки, нашли способы ее обойти. С другой стороны, напрямую проявился экономический кризис. Самые минимальные расходы на содержание автомобиля в месяц составляют порядка 10 тыс. рублей, поэтому многие почли за благо сэкономить, пересев на общественный транспорт. Но в этом нет никакой заслуги властей города, — говорит Шкуматов.
В прошлом году выстроенная дептрансом система борьбы с неправильной парковкой стала предметом широкого обсуждение общественности из-за ряда громких скандалов. Критике подверглась в октябре 2014 года попытка эвакуаторщиков АМПП увезти пикап Mazda с сидящим внутри водителем Константином Алтуховым. После этого аналогичные истории повторялись в разных городах России. «Известия» писали о том, что эти резонансные случаи подвигли депутатов Игоря Лебедева, Ярослава Нилова и Андрея Свинцова (все — ЛДПР) подготовить законопроект о внесении эвакуации автомобиля с человеком в число уголовных преступлений.
Еще одна громкая история была связана с внутренним распоряжением правительства Москвы, адресованного администрации МАДИ, c требованием значительно увеличить эвакуацию автомобилей за сутки (с 400 до 500 машин). В обеих организациях «Известия» заверили, что в настоящий момент у них нет планов по штрафам. Впрочем, их число со временем всё равно будет увеличиваться, убежден правозащитник Виктор Похмелкин, лидер «Движения автомобилистов России».
— В прошлом году была огромная масса негативных откликов на противопарковочные организации, так что это не могло не сказаться на их активности. Здесь очень большую роль сыграли правозащитные организации, пресса и правоохранительные органы, которые стали четче прислушиваться к сигналам граждан. Однако я уверен: как только этот пыл поутихнет, правительство Москвы снова найдет способы увеличить нагрузку на свои организации с целью пополнения бюджета за счет штрафов, — заключил Похмелкин.