Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп на год продлил введенное Байденом чрезвычайное положение в США
Происшествия
В Самаре подросток на электросамокате сбил 9-летнего мальчика
Спорт
Немецкий пловец установил новый мировой рекорд на дистанции 400 м
Происшествия
Пожар вспыхнул на востоке Москвы
Мир
В Словакии осудили послов ЕС за отказ почтить память советских солдат
Мир
СМИ сообщили об обстреле корабля береговой охраны Греции турецкими контрабандистами
Армия
Операторы БПЛА нанесли поражение опорным пунктам ВСУ на правобережье Днепра
Спорт
«Трактор» сумел трижды забить минскому «Динамо» на последней минуте матча
Мир
В МИД Ирана назвали целью переговоров в Омане обеспечение национальных интересов
Мир
В Белом доме назвали встречу Уиткоффа с Аракчи продуктивной и конструктивной
Спорт
ЦСКА обыграл «Оренбург» и одержал пятую победу подряд в РПЛ
Наука и техника
Студенты из Омска создали платформу для защиты детей и пенсионеров от мошенников
Мир
Иран и США договорились о продолжении переговоров на следующей неделе
Мир
Пятеро из 11 ранее задержанных в Тунисе россиян вернулись в Москву
Общество
В Махачкале заключили под стражу подозреваемого по делу о взрыве газа в доме
Мир
Министр обороны Великобритании указал на критический момент конфликта на Украине
Мир
На Украине от жителей потребовали «закрыть рты» на тему демобилизации

Роскосмос предложил назначить Виктора Хартова главным по спутникам

Бывший глава НПО имени Лавочкина выдвинут на вновь учрежденную должность генерального конструктора автоматических космических комплексов
272
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Выделить главное
Вкл
Выкл

Руководство Роскосмоса выбрало кандидатуру на пост генерального конструктора автоматических космических комплексов — это Виктор Хартов, ныне генеральный конструктор химкинского НПО им. С.А. Лавочкина.

— Документы о назначении Хартова уже переданы на подпись в администрацию президента, — сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в космическом агентстве.

Сам Виктор Хартов от официальных комментариев воздержался.

Должности генерального конструктора автоматических космических комплексов до этого в отрасли не было. Были генконструкторы конкретных предприятий или же определенных систем, например генеральный конструктор ГЛОНАСС. Весной этого года курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин, представляя в Думе законопроект «О государственной корпорации «Роскосмос» в первом чтении, рассказал, что в отрасли планируется назначение четырех генеральных конструкторов — по боевым твердотопливным ракетным комплексам, жидкостным ракетным комплексам, пилотируемой космонавтике и автоматическим космическим комплексам.

Именно последняя должность вызвала больше всего вопросов. Здесь стояла задача найти генерального конструктора вообще по всем спутникам, которые используются и разрабатываются в России. Очевидно, что навигационный аппарат «Глонасс-М», спутник фоторазведки «Кобальт» и научная обсерватория «Фобос-Грунт» имеют не так много общего: у них разное назначение, набор аппаратуры, разные производители и пользователи. Однако все эти аппараты являются автоматическими космическими комплексами — и нужно было найти человека, который проявит компетентность во всех аспектах спутникостроения и, кроме того, сможет нести ответственность за все российские космические аппараты, которые довольно часто отказывают.

— Кандидатуру Хартова предложил заместитель главы Роскосмоса Михаил Хайлов, — пояснил собеседник в Роскосмосе. — Комаров (глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. — «Известия») сам не особо разбирается в таких вещах, как строительство и эксплуатация космических аппаратов (до прихода в космическую отрасль в 2013 году Комаров руководил «АвтоВАЗом». — «Известия») и в этой части целиком доверяет Хайлову. Который, в свою очередь, рекомендовал Хартова как производственника с наиболее широким кругозором в сфере спутникостроения.

Виктору Хартову 60 лет, 30 из которых он работал в АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», где производится большая часть отечественных спутников, главным образом коммуникационного и навигационного назначения. В 2010 году Хартов возглавил НПО имени Лавочкина, по традиции став гендиректором и одновременно генконструктором предприятия. На должности гендиректора Хартов особо ничем не отличился — амбициозная миссия межпланетной станции «Фобос-Грунт» в 2012 году закончилась безрезультатно: аппарат, вместо того чтобы лететь на Фобос, вышел из строя вскоре после запуска на орбиту. В прошлом году лавочкинский разгонный блок «Фрегат», до этого летавший без замечаний, вывел на нерасчетную орбиту спутники Galileo — в полете у разгонника замерз трубопровод с топливом.

Характер уголовных дел, фигурантами которых периодически становятся сотрудники «Лавочкина», указывает, что на предприятии, скорее всего, могли использовались схемы «распила» бюджетных средств на научно-исследовательских работах. Яркий пример — сотрудничество «Лавочкина» с ООО «НИИЦ МАИ-ЛАСТАР»: в 2012–2014 годах руководители НПО имени Лавочкина заказывали и оплачивали в ООО «НИИЦ МАИ-ЛАСТАР» десятки исследований. Затем проверка на предприятии показала, что многие исследования были фиктивными и использовались для прикрытия хищений.

Однако непосредственно Хартова в причастности к хищениям не обвиняли. Коллеги считают его грамотным специалистом. Для руководства НПО имени Лавочкина Роскосмос этим летом подобрал нового менеджера — Сергея Лемешевского. Хартов при этом сохранил должность генерального конструктора предприятия.

В Роскосмосе пока не совсем четко представляют функционал генконструктора автоматических космических комплексов, поскольку официального документа — положения о генконструкторе такого уровня — пока не существует.

— Пока не совсем понятно, как один генконструктор сможет отслеживать создание и эксплуатацию всех космических комплексов, — говорил в интервью «Известиям» генеральный директор ОАО «Российские космические системы» Андрей Тюлин. — Ведь создается не просто спутник, а космическая система. У каждой космической системы свое предназначение, свой функционал. Довольно трудно найти человека, который одинаково хорошо разбирается в вопросах навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и во многих иных аспектах космической деятельности.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев отмечает, что еще в начале космической эры в СССР было семь генеральных конструкторов, каждый из которых отвечал за свое направление.

— С тех пор все многократно усложнилось, поэтому если тогда их было семь, то сейчас их по идее должно быть 27, — говорит Моисеев. — А вместо этого хотят назначить четырех, и чтобы они за всё отвечали. Мне замысел в данном случае непонятен.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением