Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Провал антироссийских санкций объяснили «золотой» стратегией Путина
Недвижимость
Россияне стали больше интересоваться индивидуальным жилищным строительством
Мир
Путин назвал заявления политиков Запада о возможности терактов в РФ шантажом
Мир
Президент Египта в поздравлении Путину высоко оценил отношения с РФ
Мир
Путин заявил, что «хозяева» бросают предателей России как мясо
Армия
Силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
Путин призвал ФСБ усилить антитеррористическую работу по всем направлениям
Политика
Политолог допустил новый конфликт между Ереваном и Баку на фоне действий Пашиняна
Общество
Путин отметил работу органов безопасности в зоне спецоперации
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на херсонском направлении
Общество
В Рослесхозе назвали регионы с наибольшим риском лесных пожаров весной
Армия
ВС РФ освободили Орловку на авдеевском направлении
Мир
Эколог назвала тревожные «звоночки» климатических изменений
Мир
Пленный боец ВСУ рассказал о наглом поведении военкомов во время мобилизации
Политика
В Госдуме указали на планы США по уничтожению украинской нации

2016 год объявлен Годом российского кино. Что это значит?

Грядущий год станет выставкой достижений Фонда кино и всей реформированной системы господдержки
0
2016 год объявлен Годом российского кино. Что это значит?
Кадр из фильма "Матильда". фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На IV Санкт-Петербургском культурном форуме торжественно проводили Год литературы и открыли Год российского кино, не смотря на то, что до календарного 2016 года еще две недели.

Что такое — «Год российского кино»?

Последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-ой был Годом семьи, 2009-ой — молодежи, 2010-ый — учителя, 2011-ый — российской космонавтики, 2012-ый — российской истории, 2013 — охраны окружающей среды, 2014-ый — культуры, а 2015-ый — литературы.

Что это значит на практике?

Как остроумно выразился продюсер Сергей Сельянов, в сущности, это такой сигнал от правительства, означающий: «мы про вас помним». В любой сфере копится определенное количество нерешенных проблем, планов или проектов, до которых просто не доходят руки в обычное время. И тематический год — это определенная гарантия, что предложение или просьбу профессионального сообщества обратят внимание на самом высоком уровне.

Например, одна из самых досадных историй для нас как кинематографической державы — отсутствие отечественных фильмов в программе ЮНЕСКО «Память мира», которая на сегодняшний день включает порядка 800 картин из 49 стран. Включение в этот список — гарантии высокого качества хранения копий и широчайшего доступа к ним по всему миру, но, прежде всего, вопрос престижа. Тарковский и Эйзенштейн, несмотря на статус мировых классиков, в перечне не значатся.

Наша страна не воспользовалась своим шансом их внести в 1990-е годы, и теперь для этого необходима политическая воля. Список из 15 шедевров уже составлен по итогам опроса среди 100 российских историков, теоретиков, практиков кино, а команда журнала «Сеанс» работает над соответствующей заявкой. И раз грядет Год кино — шансы на правительственное содействие велики как никогда.

Почему именно кино?

Явной и последовательной логики в выборе тематики для следующего года нет. На 2016 год приходится ряд значимых киноюбилей — 120 лет со дня первого кинопоказа в России и 80 лет «Союзмультфильму». Скорее всего, свою роль сыграл и тот факт, что на 2016 год назначен прокат с десяток масштабных кинопроектов с бюджетом от 500 млн рублей и выше, снятых при государственной поддержке — «Мафия» (1 января), «Экипаж» (14 апреля), «Дуэлянт» (29 сентября), «Ледокол» (6 октября), «Матильда» (13 октября), «Время первых» (27 октября), «Землетрясение» (1 декабря), «Викинг» (22 декабря), «Защитники» (29 декабря). Пока без даты релиза «Большой» Валерия Тодоровского и «Вия 2: Путешествие в Китай» Олега Степченко — возможно, они съедут на 2017-ый год.

В сущности, грядущий год станет выставкой достижений Фонда кино и всей реформированной системы господдержки. В большинстве случаев кассовый потенциал проектов очевиден. Неслучайно профильное объединение НП «Киноальянс» согласилось в 2016 году взять на себя добровольное обязательство обеспечить 20%-квоту сеансов российского кино — владельцы киносетей закономерно полагают, что при таких мощных релизах они смогут без ущерба для себя достигнуть этой цифры. Другой вопрос — хватит ли у нашей аудитории денег, в силу снижающейся покупательской способности, посмотреть хотя бы половину из этого списка.

Кроме того, на этот год сошлись (в ряде случаев, специально к нему приурочены) еще ряд индустриальных событий: планируется, что в 2016 году будет завершен процесс реорганизации Киностудии имени М. Горького, на базе киноконцерна «Мосфильм» начнут создавать многофункциональный культурный центр, в собственные здания переедут «Союзмультфильм» (на улицу Академика Королева) и Музей кино (павильон на ВДНХ).

Раз Год кино, значит в киноиндустрию пойдут новые государственные деньги?

Поддержка собственно кинопроизводства останется на прошлогоднем уровне — в районе 6 млрд рублей, что в силу сокращений прочих статей бюджета можно считать хорошей новостью. Будет скорректирована сама структура расходов - например, в три раза увеличится финансирование дебютов.

Дополнительные деньги действительно будут - 1,5 млрд рублей - но пойдут они на кинофикацию малых и средних городов. Фонд кино как оператор распределит эту сумму на безвозмездной основе среди тех смельчаков, что захотят открыть новые кинотеатры в регионах (из расчета 5 млн на кинозал). Главное условие получения субсидии — 50% сеансов российского кино до конца 2018 года. Для сравнения, за первые девять месяцев 2015 года кинотеатры отдали под российские фильмы около 19% сеансов (данные ЕАИС).

На эти меры профессионалы реагируют положительно, но просят не преувеличивать результаты. По оценке гендиректора компании «Невафильм Research» Олега Березина, сегодня не охвачено современными кинотеатрами около 660 малых и средних городов, где проживает порядка 15 млн человек. Одна даже если все они будут кинофицированы, посещаемость вырастит не более 4-5% в силу иного ритма жизни и более низкого уровня доходов.

В 2015 году по этой статье уже выделена субсидия в 700 млн рублей — что вообще является беспрецедентной мерой. В постсоветский период киносети в большинстве своем развивались на коммерческой основе. Государство никак не вмешивалось в это дело, изредка пугая введением квот на показ зарубежного кино. В этом году все изменилось. Ведомство решило вплотную заняться проблемой кинопоказа — так, кроме субсидий на открытие новых залов, планируется переоборудовать под регулярный прокат сельские клубы и цирки. С той же квотой в 50% сеансов российского кино. Приведет ли это к росту посещаемости — узнаем совсем скоро.


Заметит ли рядовой житель нашей страны, что живет в Год кино?

Внимательный киноман сможет рассмотреть логотип Года кино на афишах традиционных фестивалей и других ежегодных мероприятий. Часть из них, по словам главы департамента кинематографии Вячеслава Тельнова, будут дополнительно профинансированы, «чтобы расширить их значимость». Так, в 2015 году юбилейный 25-ый кинофестиваль «Послание к человеку» в Петербурге эффектно открылся на Дворцовой площади концертом Данилы Козловского и публичный показом «Человека» Яна Артюса-Бертрана. Есть высокая вероятность, что Минкультуры поможет там же открыть и 26-ой киносмотр.

Из нового – по всей стране пройдут Ночь и День российского кино с бесплатными показами, однако, видимо, общефедеральных акций будет не много. Десятки, если не сотни различных мероприятий пройдут в регионах за счет местных бюджетов. Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Минкультуры, подробный план событий пока прорабатывается и будет представлен в январе 2016-го.

Комментарии
Прямой эфир