Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вотум недоверия главе ЕК фон дер Ляйен поддержали 74 евродепутата
Армия
Российские военнослужащие рассказали о работе БПЛА в зоне СВО
Армия
Силы ПВО уничтожили шесть украинских дронов над Брянской и Курской областями
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в двух регионах страны
Мир
Посол РФ в Норвегии рассказал об обращениях от желающих переехать в Россию
Общество
ФСБ задержала жителя Крыма за передачу СБУ данных о военных объектах РФ
Мир
Орбан указал на планы ЕС по запрету импорта российских энергоносителей
Мир
В Японии впервые с 2022 года казнили преступника
Общество
В Санкт-Петербурге подготовили красочные декорации для «Алых парусов»
Экономика
Директор «Жилфонда» назвал виды недвижимости стоимостью до 1 млн рублей
Мир
В ЕП назвали вето Венгрии худшим посланием для Украины
Мир
СМИ сообщили о маскировке судов в Ормузском проливе под чужие флаги из-за угроз атак
Общество
В Забайкальском крае авиация тушит возгорания из-за лесных пожаров
Мир
Премьер Сербии заявил об отказе Белграда присоединяться к санкциям против РФ
Происшествия
Два человека погибли в результате ДТП в Ленобласти
Мир
В Южной Корее задержали шесть граждан США при отправке бутылок с рисом в КНДР
Наука и техника
ИИ защитит археологические памятники от разрушения при раскопках
Мир
Вотум недоверия главе ЕК фон дер Ляйен поддержали 74 евродепутата
Армия
Российские военнослужащие рассказали о работе БПЛА в зоне СВО
Армия
Силы ПВО уничтожили шесть украинских дронов над Брянской и Курской областями
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в двух регионах страны
Мир
Посол РФ в Норвегии рассказал об обращениях от желающих переехать в Россию
Общество
ФСБ задержала жителя Крыма за передачу СБУ данных о военных объектах РФ
Мир
Орбан указал на планы ЕС по запрету импорта российских энергоносителей
Мир
В Японии впервые с 2022 года казнили преступника
Общество
В Санкт-Петербурге подготовили красочные декорации для «Алых парусов»
Экономика
Директор «Жилфонда» назвал виды недвижимости стоимостью до 1 млн рублей
Мир
В ЕП назвали вето Венгрии худшим посланием для Украины
Мир
СМИ сообщили о маскировке судов в Ормузском проливе под чужие флаги из-за угроз атак
Общество
В Забайкальском крае авиация тушит возгорания из-за лесных пожаров
Мир
Премьер Сербии заявил об отказе Белграда присоединяться к санкциям против РФ
Происшествия
Два человека погибли в результате ДТП в Ленобласти
Мир
В Южной Корее задержали шесть граждан США при отправке бутылок с рисом в КНДР
Наука и техника
ИИ защитит археологические памятники от разрушения при раскопках

Виктор Пивоваров на вершине олимпа

В ГМИИ имени Пушкина художник ведет диалог с Кранахами, а в «Гараже» вспоминает советскую эпоху
351
Виктор Пивоваров на вершине олимпа
Фото: ТАСС/Александр Щербак
Выделить главное
Вкл
Выкл

С разницей в пять дней в Москве открылись две выставки Виктора Пивоварова — представителя советского концептуализма, с 1980-х годов живущего в Чехии.

Экспозиция «След улитки» расположилась в музее современного искусства «Гараж». Это масштабная ретроспектива, охватывающая работы от 1970-х до наших дней. А новый цикл больших живописных полотен «Потерянные ключи» поселился в святая святых — главном здании ГМИИ имени Пушкина.

В этом можно усмотреть иронию: работы 40-летней давности, многие из которых уже стали классикой, оказались в оплоте contemporary art, а картины 2015 года, наоборот, отправились в хранилище проверенного временем искусства.

Но важнее для организаторов было удачное совпадение «Потерянных ключей» с нашумевшей выставкой Кранахов, ведь именно с Кранахом-старшим (а также  с Брейгелем, Беллини и Дюрером) ведет диалог Пивоваров в этих работах.

Каждая из восьми картин отсылает нас к одной или нескольким работам художников Возрождения. Так, для открывающей цикл «Меланхолии» первоисточником стали одноименные работы Кранаха-старшего и Дюрера, а финальное полотно «Притча о выеденном яйце» представляет собой аллюзию на «Страну лентяев» Брейгеля-старшего.

На открытии экспозиции в ГМИИ Пивоваров не скрывал своего ликования. В автобиографической книге «Влюбленный агент» (к выставкам она была переиздана с цветными иллюстрациями и обновленным макетом) художник сравнивает лестницу Пушкинского с дорогой на олимп. Теперь этот путь к славе пройден, и картины Пивоварова соседствуют с «богами».

— Музей объединил в одном пространстве первоисточники и вдохновленные ими работы, — отметила куратор выставки в ГМИИ Александра Данилова. — Мы собрали вместе ключи и замки, дав возможность зрителю подобрать их друг к другу. Но обнаружили, что ключи не нужны вообще.

Пивоваров, впрочем, не относится к тем художникам, которые избегают рассуждать о своем искусстве и оставляют зрителя один на один с картинами. 79-летний живописец подготовил подробные объяснения для каждой из работ — как в Пушкинском, так и в «Гараже», где вышел специальный цветной «Путеводитель по выставке».

Соавтор «Путеводителя» и куратор выставки «След улитки» Екатерина Иноземцева сказала «Известиям», что идея экспозиции появилась еще несколько лет назад — «в результате долгого взаимного приближения художника и «Гаража». И получившееся путешествие создает «образ интровертного сознания, удачно и точно резонирует с окружающей ситуацией и открывает дорожку для молодых художников».

Работы Пивоварова, вне зависимости от даты их появления, действительно выглядят на редкость актуальными, а их всепроникающая ирония — точной. Серия плакатов «Проекты для одинокого человека», созданная в 1975-м и каталогизирующая все аспекты жизни советского гражданина, кажется написанной вчера — мы по-прежнему живем в тех же типовых квартирах, выстраиваем свой день по тому же графику и погрязаем в повседневной рутине.

Десятиметровый свиток «Сутра страхов и сомнений» (2006), стилизованный под старинные религиозные манускрипты, перечисляет всевозможные фобии и производит впечатление настольного пособия для психотерапевта — особенно в эпоху терроризма, где никто и нигде не защищен.

Наконец, серия концептуальных супрематических полотен вступает в неожиданный диалог с недавними находками исследователей «Черного квадрата» Малевича и выставкой Тарин Саймон «Черный квадрат» в «Гараже» («Известия» рассказывали о ней).

Попытка связать работы Пивоварова разных лет одним общим «сюжетом» выглядит в известной степени натяжкой (пусть это и дело рук самого автора). Настоящий же ключ к ретроспективе «След улитки» Пивоваров припрятал в Пушкинском музее, где выставлена одноименная картина из цикла «Потерянные ключи».

На холсте мы видим бегущую под гору женщину (первоисточник — «Безумная Грета» Брейгеля), а в противоположном направлении ползет улитка. В течение почти полувека Пивоваров упрямо движется вверх — на олимп искусства.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности