Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

«Пятерочка» уходит к соседу

Х5 сокращает расходы на аренду, закрывая магазины на площадях несговорчивых арендодателей и открывая максимально близко у конкурентов
0
«Пятерочка» уходит к соседу
Фото: ТАСС/Светлана Холявчук
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2016 году Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») зарезервировала около 200 магазинов для «воспитательной» работы с арендодателями. Сеть намерена изменить локацию точек, если владелец помещения не пойдет на ее условия. Ритейлер демонстративно откроет новый магазин напротив бывшего расположения или в непосредственной близости от него. Брокеры торговой недвижимости говорят, что «Пятерочка» часто сама предлагает более высокие ставки, чтобы забрать удобно расположенные объекты у конкурентов.

Более 75% магазинов «Пятерочка» (общее число 6,6 тыс.) расположены на арендуемых площадях, каждая из которых — до 1 тыс. кв. м. Расходы на их аренду составляют порядка 4,5% годовой выручки (оборот дивизиона в 2015 году — 585,4 млрд рублей), или 30% операционных затрат торговой сети.

— Сохранение существующего уровня розничных цен и предотвращение колебаний продовольственной инфляции возможно только в том случае, когда затраты на аренду не превышают 4,5–5% выручки конкретного магазина, — подчеркивают в пресс-службе Х5. Поэтому сеть последовательно работает над удержанием приемлемого уровня арендных ставок.

В большинстве случаев Х5 удается найти консенсус с владельцами помещений и продлить контракт на обоюдовыгодных условиях, однако в ситуациях, когда договориться невозможно, в ход идет релокация — перенос магазина в ближайшее помещение. Так, в 2015 году дивизион «Пятерочка» перенес на новые адреса 62 магазина. За пять месяцев 2016-го уже «ушли к соседу» более 50 объектов из примерно 200 запланированных в этом году, уточнили в компании.

Ритейлер постепенно переносит и большие форматы — супермаркеты «Перекресток» (до 3 тыс. кв. м) и гипермаркеты «Карусель» (до 15 тыс. кв. м). Например, в прошлом году «Перекресток» отказался от трех помещений в Москве — арендодатель не снижал арендных ставок в валюте. В текущем году компания готова перебросить на новое место и гипермаркет, так под релокацию крупных форматов зарезервировано 15 магазинов.

В пресс-службе Х5 уточнили, что релокация магазина обходится на 40–50% дешевле, чем стоимость нового открытия, «поскольку используется уже имеющееся торговое оборудование, а также нет затрат на привлечение и обучение персонала». Средняя стоимость открытия арендованной «Пятерочки» — 12,5 млн рублей без НДС, уточнили в Х5.

Х5 — вторая по обороту торговая сеть в России, по итогам I квартала 2016 года насчитывала более 7,3 тыс. магазинов, из них 486 «Перекрестков», 91 «Карусель», остальные — «Пятерочки». Выручка по итогам 2015 года — 808,8 млрд рублей. Основной акционер — «Альфа-групп» (47,86% уставного капитала).

— Релокация может быть выходом из спора с арендодателем, к этому приему прибегают все сети, — говорит гендиректор DNA Realty Антон Белых. — Для того чтобы это было целесообразно, арендная плата должна быть ниже на 20–50% при сопоставимой площади, — уточняет он.

Однако чем больше площадь помещения, тем выше затраты на открытие магазина, переезд и тем сложнее найти именно в данной локации подходящее помещение.

Например, по данным DNA Realty, у сетевых магазинов «У дома», «Дикси», «Пятерочка» и т.д. инвестиции в открытие одного магазина составляют от 5 млн до 30 млн рублей в зависимости от состояния помещения и необходимых работ по его подготовке.

— У больших магазинов вложения могут доходить до 100 млн рублей, поэтому такие операторы крайне редко могут реально шантажировать собственника переездом, — замечает Белых.

Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Вита Камлюк отмечает, что ставки аренды, например, в столице не растут в 2016 году по отношению к 2015 году.

— Но «Пятерочка», конкурируя с «Дикси» за площадки, дает ставки выше, т.е. сеть сама предлагает более дорогие договоры, — говорит специалист.

Арендная ставка для дискаунтера в Москве составляет 30–36 тыс. рублей в год за 1 кв. м, по данным Knight Frank.

Глава сети «Верный» Олег Высоцкий говорит, что у компании было несколько подобных эпизодов с релокациями.

— Если ставку повышают либо отказываются снижать и не идут на контакт в переговорах, мы используем этот метод, — сказал он.

По словам Высоцкого, ставки сеть пытается снижать в том случае, если магазин становится неприбыльным, тем более «переехать сейчас легко». Он также добавляет, что «тренда на повышение арендных ставок для продуктовых магазинов сейчас не наблюдается».

Напомним, в прошлом году «Верный» закрыл около 20 нерентабельных магазинов, сейчас общее количество точек — более 400. Закрытие нерентабельных магазинов и открытие их в других местах отличается от обычного перемещения, релокации. В первом случае ищут более выгодное помещение по трафику, конфигурации зала и т.д.

Гендиректор «Седьмого континента» Александр Агеенков согласен с коллегами.

— В переговорах все средства хороши, прессовать по условиям аренды, чтобы отвязаться от доллара, — это для всех актуально, — говорит собеседник.

По его словам, сейчас договоры аренды для продуктовых магазинов заключаются со ставками не только в рублях, но и в долларах с фиксированным курсом (например, 36 рублей за доллар), также в процентах от оборота. Хотя, например, договоры аренды «Верного» — с рублевыми ставками. 

Читайте также:

Россияне распробовали отечественных устриц

«Трансконтейнер» увеличивает контейнерный парк, несмотря на кризис

Комментарии
Прямой эфир