Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поддержал идею о создании центра по продвижению русского языка в мире
Мир
Орбан заявил о желании ЕС нанести превентивный удар России
Мир
СМИ узнали о негативной реакции Испании на планы НАТО увеличить военные расходы
Мир
В ООН сообщили о готовности поддержать процесс мирного урегулирования на Украине
Мир
ЦАХАЛ решила не пропускать к побережью Газы судно с Гретой Тунберг на борту
Мир
Пентагон заявил о переориентации США на Индо-Тихоокеанский регион
Мир
Трамп назначил нового главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе
Мир
Председатель ХСС Зёдер выступил за возвращение обязательного призыва в бундесвер
Происшествия
Три человека получили ранения при атаке ВСУ на предприятие в Брянской области
Наука и техника
СМИ сообщили о прорыве австралийских ученых в области поиска лекарства от ВИЧ
Мир
Дмитриев указал на панику на Западе после разговора Путина и Трампа
Мир
Захарова назвала позором председательство Бербок на 80-й Генассамблее ООН
Мир
В Дании заявили о намерении сохранить контроль над Гренландией
Мир
Парламент Словакии одобрил резолюцию против новых санкций в отношении России
Мир
Политолог указал на роль демократов США в антироссийской активности ЕС
Экономика
Вопрос о запрете майнинга в Забайкалье и Бурятии отложен на два месяца
Мир
Фицо выступил с критикой прекращения импорта российского энергосырья в ЕС

За годы ЕГЭ школьники разучились писать сочинения

54% московских учителей русского языка признались, что им тяжело подготовить детей к итоговой аттестации
0
За годы ЕГЭ школьники разучились писать сочинения
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московский институт открытого образования (МИОО) провел анкетирование более тысячи столичных педагогов-предметников и выяснил, что большинство учителей русского языка и литературы испытывают трудности в подготовке школьников к итоговому изложению и сочинению (ГИА). По мнению экспертов в области образования, такая картина характерна для всей России. С одной стороны, учителям сложно ориентироваться во множестве форм сочинений и критериев их оценки, а с другой — у большинства современных школьников клиповое, сегментарное мышление и ЕГЭ никак не развивает его, а лишь дает упрощенные варианты работы.

Начальник управления качества ДПО Московского института открытого образования Ксения Табаровская рассказала «Известиям», что в рамках мониторинга 2016 года педагоги рассказали, какие именно профессиональные направления и темы вызывают у них наибольшие трудности. Ответ респонденты могли сформулировать свободно.

— Исследование проводилось с использованием как количественных (анкетирование), так и качественных (фокусированные групповые интервью) методов. Запрос на программы, направленные на совершенствование профессиональных компетенций в области достижения метапредметных результатов обучения, очень высок, — сказала Табаровская.

Самыми впечатляющими оказались результаты опроса учителей русского языка и литературы. 54% педагогов сказали, что испытывают потребность в дополнительной подготовке, касающейся итогового сочинения и изложения (ГИА). Для сравнения, о потребности в повышении квалификации по таким направлениям, как современная литература, сказали 8% респондентов, а о подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку и литературе — 6%.

Напомним, что итоговое сочинение было введено в 2014–2015 учебном году, оно проводится в декабре и является допуском к ЕГЭ учеников 11 классов.

Председатель общественного совета при Рособрнадзоре РФ Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что изначально в рамках ЕГЭ экзамен по литературе стал более формализованным, а оценка — более объективной. Но отказ от классического сочинения привел к тому, что школьники разучились формировать и выражать свои мысли по темам художественного творчества. Чтобы исправить эту ситуацию, и ввели декабрьские сочинения.

— Сейчас ориентация школьников в свободном творчестве восстанавливается, — сказал Игорь Реморенко.

Но по мнению председателя предметной комиссии ГИА по русскому языку, руководителя исполкома «Ассоциации учителей литературы и русского языка» Романа Дощинского, декабрьское сочинение — это «полуфабрикат». Его объем составляет всего 200 слов и даже не идет в сравнение с классическим сочинением, которое писали выпускники советских школ на шести листах.

— Сочинение — это творческая работа. А мы сейчас готовим детей, по сути, к развернутому ответу на вопрос. Но система образования не справляется даже с такой задачей, — говорит Роман Дощинский.

Это мнение разделяет и главный научный сотрудник института системных проектов МГПУ Елена Романичева.

— Сочинение по русскому языку в рамках ЕГЭ не является сочинением, это шаблон, по которому натаскиваются наши дети, — говорит она. И добавляет, что главная задача сочинения — проверить умение ребенка создавать текст.

По ее мнению, затруднения учителя русского языка испытывают потому, что должны подготовить учеников к различным формам сочинения, которые оцениваются по разным критериям. Сейчас дети пишут сочинение в 9-м классе в рамках экзамена по русскому языку (ОГЭ) и сочинение в рамках экзамена по литературе. В 11-м классе — обязательное декабрьское сочинение. И ко всем этим работам различные требования.

— На каком-то этапе появилось слишком много форматов сочинений, а в систему критериев оценки вносятся поправки. Каждый учитель русского языка и литературы должен постоянно подстраиваться под разные подходы, — соглашается с Еленой Романичевой Роман Дощинский.

Он также отмечает, что проблемы при подготовке школьников к сочинению возникают еще и потому, что у современных детей преобладает клиповое мышление.

— У меня сложилось ощущение, что у большинства школьников нет целостной картины мира, их сознание сегментировано, в голове всё разложено по файлам, как в компьютере. ЕГЭ подстроился под сознание современного ребенка, не двигает его вперед, а лишь дает упрощенные варианты работы, — сказал Роман Дощинский.

По мнению Игоря Реморенко, ситуация с декабрьскими сочинениями не совсем безнадежна, просто требуется время, чтобы педагоги привыкли к этой практике.

Читайте также:

Иностранных студентов в России за год стало на 8% больше

Студенты считают главными патриотами Владимира Путина и Петра I

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности