Сергей Шишкарев: «Нашим не хватило характера»

Мужская сборная России по гандболу вылетела из чемпионата мира-2017 во Франции. В 1/8 финала подопечные Дмитрия Торгованова проиграли Словении (26:32). О причинах этой неудачи и способах исправления ситуации в интервью корреспонденту «Известий» Алексею Фомину рассказал президент Федерации гандбола России (ФГР) Сергей Шишкарев.
— Как оцените результаты чемпионата мира для России?
— 3 февраля состоится заседание исполкома ФГР, на котором мы подведем итоги выступления на чемпионате. По горячим следам оценка неудовлетворительная. Это не значит, что «неуд» объявлен Торгованову. Это значит, что мы хотим выслушать тренера — как шла подготовка к турниру, что удалось выполнить, а что не получилось и какие основные огрехи были допущены.
Основная причина поражения — потеря двух ведущих игроков — Сергея Горбака и Павла Атьмана, причем в самый неподходящий момент. И это высвечивает вторую проблему: у нас играют только те, кто сидит на лавочке. Нет достойного резерва, нет молодых гандболистов, которые могли бы выйти и доказать свое место в основе, как это сделали в субботу 19–20-летние словенцы, умеющие «крушить, ломать и сносить всё на своем пути». У нас не хватило сил на второй тайм со Словенией. А вышедшие молодые игроки — и Киселев, и Шкуринский — не показали страсти и желания доказать свою состоятельность. По крайней мере я этого не увидел. И, в-третьих, не могу не затронуть тему судейства. Это далеко не основной фактор, но «замечательное» судейство женской пары можно занести в какое-нибудь юмористическое произведение. Ставить женский дуэт не самой высокой квалификации на ответственный матч с обилием борьбы чуть ли не до крови — не лучшее решение. Семь удалений у нас и два у словенцев — это первое. Несогласованность действий, когда давали четырехминутное удаление Тимуру Дибирову, — это второе. 18 минут, то есть половину тайма, мы суммарно отыграли в меньшинстве. Минимум семь раз у нас отобрали мяч в нападении. Видимо, не всем известно, что женский и мужской гандбол отличаются. Если то, что позволено с точки зрения борьбы у мужчин, непозволительно среди женщин — это не значит, что нужно обязательно отбирать у наших ребят мяч в атаке.
Но всё равно спрашивать надо с себя. Мы недоработали, команда медленная, не умеющая быстро переходить в атаку. И оказавшаяся без лидеров на площадке. Мне хотелось видеть бойцов. Но во втором тайме со Словенией «поплыли», опустили руки. Это недопустимо. Есть над чем работать.
— В интервью «Известиям» перед чемпионатом первый вице-президент ФГР Андрей Лавров сетовал на нехватку времени для подготовки команды, собравшейся в полном составе только за девять дней до старта турнира...
— Так и есть. У женской сборной на подготовку к Олимпиаде в Рио было почти три месяца. По сравнению с этим у штаба Торгованова сроки были минимальными. Это еще при том, что у женщин костяк играл в «Ростов-Доне» и «Астраханочке». Игровые связи были налажены. По сути, сборная была собрана из двух-трех клубов — еще была представлена тольяттинская «Лада». У мужчин такого не было. Большинство играет в зарубежных клубах, разбросаны по чемпионатам разного уровня сложности. Одни играют в Лиге чемпионов, другие в Кубке ЕГФ, третьи вообще не выступают в еврокубках. Нужно великое искусство и даже чудо, чтобы свести воедино людей с разным уровнем подготовки. Времени было ничтожно мало — тяжело за полторы недели подготовить команду к ЧМ, чтобы преодолеть длинную дистанцию. По сути, тренеры успели лишь дать ребятам хорошую нагрузку, из которой они не вышли. Поэтому наши гандболисты были медленными. А если не давать нагрузки — ребята с точки зрения «физики» сломались бы сразу.
— Получается, единственным шансом для России было на характере выжать победу у Словении и попытаться выйти на пик формы к решающим стадиям турнира?
— Да. А ведь какой интересный мог получиться у нас четвертьфинал — в него прошел Катар, действующий вице-чемпион мира, выбивший действующего чемпиона Европы Германию. Но со Словенией нашим как раз не хватило характера. Во время тайм-аута тренеры произнесли фразу «Давайте месиво устроим!» Ну и где было это месиво? Я не имею в виду провокации и грубость, но нужно биться, цепляться, падать от усталости. А ребята себя берегли, где-то не хотели рисковать, чтобы не получить травму. Гандбол такого не прощает. Это силовой вид спорта, где от столкновения не уйдешь.
— Кто представляет Россию в судейском комитете Международной федерации гандбола (IHF)?
— Виктор Поладенко в судейском комитете. Он не на выборной должности, но работает на ЧМ. Прошедшие выборы в Европейскую гандбольную федерацию (ЕГФ) привели к появлению в ее структурах двух человек из России — это наша двукратная чемпионка мира Людмила Бодниева, вошедшая в совет женского гандбола, и юрист ФГР Максим Гулевич, ставший членом апелляционного суда ЕГФ. Скоро будут выборы в IHF. Мы ставим перед собой задачу продвигать своих людей в судейский комитет. Нам не нужны преференции — просто с нами надо работать честно.
— Доминирование «Чеховских медведей» на внутренней арене усложняет ситуацию в отношении сборной?
— Я выступаю за конкуренцию в российском чемпионате и против доминирования одного клуба на протяжении 15 лет. В национальном первенстве должно быть от двух до пяти сильных клубов, чтобы они бились между собой. Я не против «Чеховских медведей», но не должна сильная команда играть с детским садом, чтобы потом ехать в Европу и получать по ушам. Здорово, что есть такой клуб в Чехове. Но нужны еще команды, которые будут поставлять игроков сборной и конкурировать между собой. Как минимум один такой клуб нужен в Москве. Хочется, чтобы там был свой зритель, который заполнит весь зал. А то ненормально, когда в Чехове приходит на матчи по 200–300 человек. Это плохо с точки зрения организации. Нужны тысячи болельщиков. Москва и Подмосковье по численности населения больше, чем Македония и Словения. Но у них полные залы, а у нас пока пустота. Надеюсь, в следующем сезоне сильных клубов появится больше.
Подписывайтесь на наш канал «Известия СПОРТ» в Twitter и Instagram