Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Салтычиха против русского бунта

Дом актера показал спектакль про легендарную помещицу
0
Салтычиха против русского бунта
Фото: Пресс-служба Центрального дома актера
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Режиссер Захар Хунгуреев обратился к одной из самых известных страниц истории крепостного права в России — преступлениям помещицы Дарьи Салтыковой, «прославившейся» истязанием слуг и приговоренной судом к пожизненному заключению. Реальные события 250-летней давности стали основой для неординарного размышления о природе несвободы и жестокости. 

Действие происходит в каморке Малого зала Дома актера. Много дыма, за спинами зрителей первых рядов видно, как сквозь решетку темницы, периодически гаснет свет — так лучше чувствуешь, что испытывали жертвы Салтычихи, а впоследствии и сама помещица, заключенная в темный подвал монастырской тюрьмы. На сцене появляется несколько мужчин, по-видимому, надзирателей. После нескольких реплик они набрасываются на лежащую на полу женщину в простыне и начинают... жевать ее руки и ноги.

Она стерпит всё: авторы спектакля утверждают, что русский народ столетиями крепостной зависимости воспитан в покорности, бунтовать не приучен. А если и взбунтуется — то выйдет кровавая бойня, «бессмысленная и беспощадная». Так ли это — каждый зритель решит для себя сам, ведь он свободен в своем выборе и не прикован цепями к креслу.

Чего не скажешь про артистов, играющих жертв Салтычихи с завидной самоотдачей и жертвенностью. Исхудавшие девушки, перемотанные бинтами, на поводках, ползают на четвереньках и лают, хлебают из миски молоко. Другие бьют их плетками и опутывают веригами, загоняют в клетки. О том, что действие спектакля реконструирует события XVIII века, напоминает народная музыка на фоне и колоритная речь персонажей, грубая и неблагозвучная.

Спектакль получился мрачным, передающим жестокость эпохи максимально ярко. Особенно впечатляет финал, в котором героинь погребают заживо. Но постановка не прямолинейна, не примитивна. Авторы пытаются понять центрального персонажа. Сама Салтычиха религиозна и ссылается на Бога: он, мол, меня такой создал. Муж ее не любил, изменял, бил — она терпела-терпела и пошла по наклонной после его смерти, стала отрываться на крепостных. В спектакле, однако, обошли стороной тему взяточничества, которое позволяло пыткам Салтычихи долгие годы оставаться безнаказанными.

Есть в этой постановке еще один персонаж — маркиз де Сад, современник отечественной садистки и ее мужское альтер-эго. В свое время родоначальник садизма был на посольской службе в России. В спектакле чувствуется влияние легендарного аристократа, который своими произведениями ниспровергал мораль и шокировал общественность. Заметен и след его соотечественника Антонена Арто, автора концепции жестокого театра. Но череда шокирующих сцен приводит зрителя к вполне логичной морали: пенять на историю нечего, а ее неприглядные стороны стоит помнить.

Ближайший показ спектакля состоится 20 апреля в 19:30.


Прямой эфир