Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

На русском языке вышли заметки и интервью Робера Брессона

Великий кинорежиссер поделился с потомками искусством афоризма
0
На русском языке вышли заметки и интервью Робера Брессона
Фото: G.M.F. Productions
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Робер Брессон всегда стремился к лаконизму. В его картинах каждый кадр, движение, слово — на вес золота. Критики обвиняли режиссера в скупости диалогов, Брессон отвечал: «Слова — не главное в фильме. Главное — это то, что они провоцируют». Столь же немногословен он был и в жизни. Интервью и заметки Брессона, копившиеся в течение всей жизни гения, уместились в двух книгах. Теперь они доступны и на русском языке.

Материалы по теме
1

В отличие от классических изданий бесед Трюффо с Хичкоком или Питера Богдановича с Орсоном Уэллсом «Брессон о Брессоне» — плод коллективного труда журналистов и кинодеятелей (в их числе, например, Жан-Люк Годар и сценарист Пол Шредер), интервьюировавших Брессона в течение 40 лет — с 1943 по 1983 год. Уже после смерти мастера его вдова Милен сгруппировала тексты по фильмам, которым они посвящены: от дебюта «Дела публичные» до последней работы «Деньги».

Впрочем, рассказывая о конкретных проектах, Брессон всегда выходит на обобщения. Это обеспечивает, с одной стороны, сквозную логику разноплановых и пестрых по стилю интервью, а с другой — их непреходящую ценность. «Кладезь кинематографической мудрости» — так стоило бы охарактеризовать эту книгу. Но это было бы не в духе Брессона, избегавшего высокопарности и в высказываниях, и в фильмах.

Читатели, знакомые с творчеством мэтра, обратят внимание, насколько поведение Брессона-собеседника, сдержанная реакция на вопросы и точные, лишенные позерства ответы соответствуют его же киноязыку. А постепенно проступающий психологический портрет художника оказывается отражением персонажей фильмов великого француза. Предисловие сообщает: Брессон всегда тщательно редактировал собственные интервью, шлифовал формулировки. Отсюда и нетипичная для устной речи емкость.

Однако еще в большей степени стремление режиссера к отточенности и афористичности высказываний характерно для второй новинки ИД Rosebud Publishing — «Заметки о кинематографе».

В оригинальном издании 1975 года сообщается, что режиссер записывал приходящие в голову мысли между делом, день ото дня, год от года. Для публикации они были структурированы по темам, но в конечном счете тема одна: творчество.

«Неудавшееся, если его перенести в другое место, может оказаться удачей», — сообщает мастер, имея в виду монтаж, однако на деле формулируя универсальный совет. «Звук и изображение должны не помогать друг другу, а действовать по очереди, наподобие эстафеты» — рассуждает Брессон о сочетании визуального и аудиоряда фильма. И выходит на парадоксальное обобщение: «Звуковое кино изобрело тишину».

На первый взгляд разрозненные идеи сплетаются в целостную систему, чуть ли не манифест. Снова и снова Брессон декларирует необходимость отказа от профессиональных актеров в пользу «натурщиков» (случайных людей, подобранных по типажу), убеждает в губительности театральных приемов в кино, обосновывает ключевую роль монтажа, идя здесь вслед за Сергеем Эйзенштейном и Львом Кулешовым.

Короткие фразы читаются почти как японские хокку, и хочется растянуть удовольствие, смакуя каждую мысль. Так что 100-страничная книжка может увлечь не на один день. Впрочем, издание могло бы быть и побольше, дополни его составители предисловием, справочным аппаратом, развернутым комментарием. Но, видимо, в Rosebud решили последовать примеру самого героя и сделать ставку на максимальную лаконичность. Не без оснований: изречения Брессона говорят сами за себя.


Прямой эфир