Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол КНР заявил о планах Пекина развивать сотрудничество с Москвой в сфере ИИ
Мир
Трамп обвинил CBS News в искажении фактов и призвал лишить лицензии
Общество
Синоптик предупредила о стремительном повышении температуры в Москве
Мир
Каллас заявила о поставке двух третей из обещанных боеприпасов на Украину
Мир
США временно исключили импорт электроники из зеркальных пошлин
Общество
СК проводит проверку по факту незаконных обрядов мигрантов на Камчатке
Общество
Задержанный в Керчи гражданин Молдавии рассказал о планах взорвать насосную станцию
Общество
Более 2,2 тыс. человек из курского приграничья воссоединились с родными с 12 марта
Общество
СК расследует атаку дронов ВСУ на тушивших дом в курской Лебедевке мирных жителей
Общество
В Госдуме предложили сократить рабочий день для женщин на час
Мир
Прокуроры в Молдавии оспорили перевод главы Гагаузии под домашний арест
Мир
СМИ узнали о решении Голливуда продвигать семейные ценности из-за политики Трампа
Общество
ФСБ задержала доставившего в РФ мощные взрывные устройства гражданина Молдавии
Общество
В Госдуме предложили запретить коллекторскую деятельность в РФ
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 52 дрона ВСУ над шестью регионами России
Мир
В аэропорту Шереметьево пресекли контрабанду золотой цепи на 8,6 млн рублей
Мир
В США заявили о превосходстве российской подлодки «Кондор» над американской техникой

Теодор Курентзис превратил концерт старинной музыки в перформанс

Дирижер оркестра MusicAeterna сделал ставку на броские контрасты и градус подачи
172
Теодор Курентзис превратил концерт старинной музыки в перформанс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Выделить главное
Вкл
Выкл

Серия из двух «ночных» концертов в Большом зале консерватории (заявленное начало — 22:30, а фактически — после 23 часов) — нетипичный ход даже для такого экстравагантного маэстро, как Теодор Курентзис. Московская публика не привыкла возвращаться домой после закрытия метро. Но несмотря на неудобное время, оба раза был переаншлаг, а главный герой вечера в очередной раз доказал: рок-звездой может быть даже дирижер.

Не без позерства была составлена и программа. Если в первый раз оркестр MusicAeterna играл вполне типичный для БЗК репертуар — Моцарта и Бетховена, то на втором шоу (здесь это слово вполне уместно) звучала лишь старинная музыка, причем одного автора — Жан-Филиппа Рамо.

Теодор Курентзис превратил концерт старинной музыки в перформанс

Французский композитор первой половины XVIII века известен широкой публике куда хуже своих современников — Баха и Генделя, а его творчество принято считать в известной степени легкомысленным. Библейским сюжетам Рамо предпочитал истории об амурных приключениях в экзотических странах, а в оркестровых сочинениях имитировал пение птиц и вопли дикарей.

Но, как выяснилось, именно эта развлекательность и нужна была Курентзису. Академический концерт он превратил в перформанс, а вместо деликатного смакования аутентичного звучания (которое, впрочем, тоже было) сделал акцент на броских динамических контрастах и градусе подачи. Слишком «личная» интерпретация могла бы показаться недостатком, но именно за этим публика и шла. Манерный черно-белый портрет дирижера на афише и программке сразу давал понять: вечер, переходящий в ночь, посвящен не Рамо и даже не оркестру MusicaAeterna и сопрано Надежде Кучер, а ему и только ему — демиургу Теодору.

Присутствие этого дирижера магически действует на людей, весьма далеких от классического искусства. Вместо типичной консерваторской аудитории — интеллигентных старушек, студентов с инструментами — в зал пришли нарядные дамы на шпильках и джентльмены в элегантных костюмах. И реакция на музыку была тоже не академической: на бисах зрители топали, свистели, визжали и возлагали подарки к ногам кумира. «Боже, какой мужчина», — вздыхали поклонницы, любуясь маэстро, облаченным в черное облегающее трико.

Теодор Курентзис превратил концерт старинной музыки в перформанс​​​​​​​

Купаясь в обожании публики, любимец позволял себе немыслимые в академическом пространстве жесты. Например, остановить исполнение за несколько секунд до конца, чтобы попить водички. Или пританцовывая уйти со сцены во время звучания музыки. Кульминацией веселого сумасбродства стал финальный бис, на котором Курентзис уступил место дирижера певице, а сам взял барабан и пошел маршем вокруг оркестра. В этот момент оценить слаженность звучания было, конечно, невозможно — если Теодор держит барабан, то слышно только его.

Впрочем, можно сколько угодно иронизировать, но нельзя не признать: коллектив Курентзиса действительно звучит превосходно, а логика музыкального развития не менее продумана, чем шоуменские приемы. И если для такого результата необходимы танцы и световое шоу — пусть будут. В конце концов, излюбленный Рамо жанр оперы-балета не предполагал статичности, а придворное музицирование — скуки. Ну а публика за эти три века не так уж сильно изменилась.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением