Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Ирина Шнитке: «Наше время должно отразиться в чем-то великом»

Председатель конкурса имени Альфреда Шнитке — о молодых композиторах, культурной жизни Москвы и недостатках западных школ
0
Ирина Шнитке: «Наше время должно отразиться в чем-то великом»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве завершился фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», организованный Музыкальным институтом имени Альфреда Шнитке. В рамках смотра прошли концерты в Саратове и Москве, а также состоялся конкурс молодых пианистов и композиторов. С председателем жюри Ириной Шнитке — известной пианисткой, вдовой выдающегося композитора встретился обозреватель «Известий».

— Какие задачи стояли перед конкурсом имени Шнитке и фестивалем в целом?

— Я всё больше убеждаюсь, что сегодня надо очень активно продвигать музыку ХХ века. Мы читаем книги, смотрим картины, написанные в ХХ веке, а музыки этого периода у нас как будто бы и не существует. А ведь это — огромный пласт культуры! Именно поэтому и фестиваль, и фортепианный конкурс, который мы провели впервые, посвящены произведениям, написанным в ХХ столетии с переходом в век XXI. Новая стилистика, новые ритмы, новые гармонии — всё это очень развивает и кругозор, и даже технику исполнителя.

Я никогда не забуду, как Мстислав Ростропович однажды попросил Альфреда Гарриевича написать для него произведение. Муж написал. Фестиваль, где должно было состояться первое исполнение, проходил на юге Франции, и мы со Славой жили в одной гостинице. В семь утра я услышала звуки его виолончели. Я потом спросила, зачем он так рано начал, он ответил: «Скажи спасибо своему мужу: так трудно написано! Я смолоду столько не занимался, как сейчас».

— Лет десять назад говорили, что в России не умеют играть современную музыку, авангард. Сейчас ситуация изменилась?

— Я тоже считала, что не умеют. Это мне всегда было непонятно, потому что, если вслушаться, в современной музыке не меньше мелодики и выразительности, чем в музыке более ранних периодов. Но в последнее время, мне кажется, отношение стало немного меняться. У некоторых музыкантов стало даже появляться какое-то романтическое начало. Они даже в пуантилистической музыке слышат лирическую интонацию.

В России средний исполнительский уровень выше, чем где бы то ни было. Как это ни странно прозвучит, но советская власть своей закрытостью невольно сделала большую рекламу Западу, и Запад должен ей кланяться в ножки. Да, там действительно есть отдельные гениальные дирижеры, солисты. Но их единицы. Их везде единицы, но в целом средний уровень за рубежом довольно слабый.

— Много звездных исполнителей появляется в Азии.

— Да, но у них есть своя специфика. Японцы, например, начинают заниматься музыкой иногда буквально с 2–3 лет. И если вы с ними репетируете, они всё сделают, как вы скажете. Но когда вы придете на следующий день, то всё придется начинать с чистого листа. Это странно. Причем речь идет об известных исполнителях. А китайские музыканты, например, мне кажутся более эмоциональными, у них фантастическая трудоспособность.

— Так за чьей школой будущее?

— Пока трудно сказать.

— Но мы сохраняем свои позиции?

— У меня впечатление, что да. Оркестры в России стали гораздо интереснее. Всё развивается. Музыкальная жизнь, по крайней мере в Москве и Петербурге, очень насыщенная.

— Как вы считаете, современному молодому композитору сейчас легче, чем в эпоху, когда начинал ваш муж?

— Не легче и не труднее. Время сейчас напряженное, сложное, но в такие периоды искусство всегда развивалось особенно активно. Я надеюсь, что нас ждет расцвет и в музыке, и в живописи, и в литературе.

— У многих есть представление, что современная музыка, молодые композиторы находятся если не в тупике, то в каком-то кризисе. Не совсем понятно, куда всё движется, в каком русле надо работать...

— Не нужно никакого русла, классификации, раскладывания по полочкам. Каждый человек должен исходить только из своих потребностей, из своего ощущения музыки. Не надо пытаться присоединиться к чужому или искусственно ограничивать себя какими-то рамками. Каждый должен искать внутри себя, исходя из своего понимания времени и пространства.

— Могут ли быть последователи у Альфреда Гарриевича?

— Их полно, я их слышу каждый день, достаточно включить телевизор. Если там, не дай бог, сериал, я слышу: эта тема из того произведения Шнитке, а тот мотив — оттуда-то... Оттолкнуться от этого можно, но искать надо свое. У каждого должна быть своя веточка, чужая под ним обломится.

— Музыку Альфреда Гарриевича сейчас начинают воспринимать иначе, чем раньше? Происходит эволюция в восприятии?

— Это миф, что когда-то что-то не понимали, а молодое поколение лучше понимает. В 1970-е и 1980-е годы полные залы с обычной публикой всё прекрасно воспринимали, музыка действовала.

И сейчас залы, где исполняются произведения Шнитке, посещает очень разная публика. Но на Западе люди зачастую приходят не насладиться концертом, а показать себя. По крайней мере если говорить о дорогом партере. Они там все друг друга знают, только, к сожалению, мало чего понимают.

— Есть мнение, что публика на Западе лучше подготовлена к восприятию современной музыки, а у нас посетители концертов консервативнее. 

— Нет никакого «Запада» — есть много разных стран, а в каждой стране — разные города. В Америке публика в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе разная, как и в Нью-Йорке или Бостоне. Где-то есть университет, и на концерты ходят студенты и профессура, где-то, наоборот, город ориентирован на бизнес и торговлю, и там совсем другая аудитория. Наверное, точно так же и в России.

— На ваш взгляд, какой культурный климат в нашей стране сейчас?

— Он разный, но у меня сложилось впечатление, что интересные концертные программы есть, и сам по себе уровень оркестров, дирижеров и исполнителей очень высокий. Что касается публики, которая ходит на живые концерты, то у нее с культурным уровнем все прекрасно. Но помимо них есть и те, кто не смотрит ничего, кроме эстрадных концертиков или «юмористических» кривляний по телевизору. Мне жалко этих людей...

— Должна быть государственная программа по приобщению к прекрасному?

— Если государство заботится о духовном развитии народа, то безусловно. Но сразу людей не переделать, нужно начинать с самого нежного возраста. Я заметила интересную вещь. Те, кто в детстве хотя бы год-два занимался музыкой, лепкой, хореографией, ходил с родителями в театр, отличаются от остальных.

Они потом становятся математиками, физиками, бизнесменами, кем угодно, но эти люди уже другие по своим моральным качествам, внутреннему содержанию. 

— А если говорить о музыкальном образовании на Западе и у нас?

— Музыкальное образование в Европе начинается с того, что дети занимаются с педагогом один раз в неделю в музыкальной школе. А дальше уже кто как может и хочет. Конечно, остались еще замечательные преподаватели, музыканты. Если ребенок к ним попадает — то всё прекрасно... Но в основном уровень очень средний.

— Как вы считаете, сейчас в мире расцвет искусства или кризис?

— В конце 1950-х и в 1960-е годы одновременно появились гениальные поэты, актеры, режиссеры, композиторы и исполнители — какой-то сгусток творческой энергии. А потом всё немного затихло. Развитие идет волнами. Сейчас, я бы сказала, небольшой провал, но уже он начал понемножку выравниваться. Может быть, из этого что-то и получится. Наше время — такое странное и тревожное — обязательно должно отразиться в чем-то великом...

Справка «Известий»
Ирина Шнитке — пианистка, педагог, с 1960 года супруга Альфреда Шнитке (1934–1998). Известна интерпретациями фортепианных произведений мужа. В 1989 году семья переехала в Германию. После смерти Альфреда Шнитке занимается организацией мероприятий, курирует проекты, посвященные творчеству композитора.

 

Прямой эфир