Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Патриарх Кирилл дал напутствие Путину и подарил икону
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Политика
В ГД допустили кражу Евросоюзом доходов от активов РФ под предлогом помощи Киеву
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Политика
Путин завершил инаугурационную речь словами «Вместе победим»
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Правительство РФ ушло в отставку
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Мир
Евродепутат обвинила США в «агрессивной торговой войне» против ЕС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вышел в свет новый роман Виктора Пелевина. Собственно говоря, для большинства покупателей книг это вполне достаточный маркетинговый слоган, чтобы срочно отправиться в магазин (реальный и виртуальный). Но, как давно известно, нельзя слепо доверять рекламе: стоит ли бежать за покупкой в этот раз, рассказал «Известиям» литературный критик Константин Мильчин.

Виктор Пелевин

Тайные виды на гору Фудзи

М.: Эксмо, 2018

Федору скучно. Федор богат, Федор попробовал всё на этом свете и даже больше, чем всё. Как может развлечь себя человек, деньги которого делают его если не живым богом, то уж точно почти всемогущим? Развеять хандру демиурга призван стартапер Дамиан, который владеет доступом к разным стадиям буддийского блаженства. Индустрия религиозного интертеймента дорогая, эксклюзивная и очень опасная. Гарантированное привыкание. Это такое удовольствие, после которого твоя жизнь никогда не будет такой, как раньше, а если твой доступ к нему исчезнет, то горе горькое тебе во веки веков. Во веки веков, аминь, или что там в этом случае говорят буддисты.

Федор достигает апогея удовольствия и максимального просветления где-то к середине романа, а дальше начинается бесконечный путь под гору, вниз, который приведет нашего богача к жалкому финалу. Попутно развивается сюжетная линия, связанная со школьной любовью Федора, девушкой Таней, чью профессию на радио «Шансон» называют «продавщица штучного товара». Ну или, если говорить более тактично, она — содержанка. Таня, наоборот, сперва катится по наклонной, а затем начинает самоотверженно карабкаться наверх. По дороге Федора ждет сдача кандидатских минимумов по теории буддизма, а Таню — краткий курс промышленного феминизма. Буддизм Виктору Олеговичу Пелевину вроде бы нравится, а феминизм — вроде бы нет, хотя в этом романе всё не так однозначно, как привыкли думать преданные читатели его книг.

Писатель Виктор Пелевин

Фото: ТАСС/Владимир Солнцев

Если для вас творчество Виктора Пелевина сводится к вульгарному буддизму и «веществам», то, наверное, этот роман вас вполне удовлетворит. Тут и про джханы, и про палийский канон, и про Будду лично, и про заговор лысых монахов, а с другой стороны, и про нехороший сок, после которого приходит игуана и делает кусь, и про специальный кокаиновый станок, который выпускается в Швейцарии лимитированной серией. И госнарконтроль доволен, и госбуддизм, наверное, тоже.

А если Пелевин для вас — царь политологов, а его книги — это пересказ всего, что случилось с родиной, нами и проклятой Америкой за последний календарный год, и вы ждете его оригинальных, садистки-остроумных и мистически-наркотических трактовок всего произошедшего, то должен вас разочаровать — в новом романе современность то мелькнет, то исчезнет.

Тут, правда, мельком упоминается фестиваль рэпа в Донбассе с предсказуемым ворчанием на тему того, что в проникнутой антиамериканским духом Новороссии поют американские песни. Или встретится милый трюизм: «Мы живем в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги». Или тут Будду сравнят с русскими хакерами: «Будда был великим хакером, только хакнул он не сервер Демократической партии с ушами от мертвого осла, а самый совершенный компьютер, который природа создала за пятнадцать миллиардов лет. Он хакнул человеческий мозг». Или будет упомянуто, что яхту олигарха охраняют бойцы, вооруженные специальными дронобойками — устройствами, которые позволяют сбивать разнообразные опасные квадрокоптеры. Пелевин всегда был певцом и летописцем современности, причем как очевидных трендов, так и мелких, на первый взгляд, неважных, но на самом деле потенциально значимых деталей наступающего времени. Дронобойка — как раз такая потенциально важная деталь (помните недавнее покушение на президента Венесуэлы?). Но всё же современности здесь как-то крайне мало. Если современность — это наступающий феминизм, то надо констатировать, что женскую революцию Виктор Олегович проспал, ей сто лет в обед.

С другой стороны, кажется, впервые мы сталкиваемся с романом Пелевина, который можно с чистой совестью порекомендовать пожилой тетушке, которая отправляется отдыхать на юг. Она тут найдет трогательную историю, узнает кое-что интересное про диковинные религии, про биткоин и про дронобойки опять-таки. Ну а если она потом по возвращении домой затерроризирует дядюшку, то так им обоим и надо.

Прямой эфир