Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
23 декабря
2014 года

Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе

За девять летних дней Большой театр лишился самого известного артиста и генерального директора

Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе

Фото: ИЗВЕСТИЯ

9 июля в 10 часов утра будет сделано официальное объявление о смене руководителя главного театра страны: Анатолий Иксанов уступит пост генерального директора Большого театра Владимиру Урину. Об этом сообщают источники «Известий» в театральных кругах.

Четвертый контракт господина Иксанова будет прекращен досрочно: согласно документу, срок полномочий действующего директора истекает лишь в конце 2014 года.

По сведениям «Известий», Министерство культуры вело переговоры как минимум с двумя кандидатами на пост главы Большого: директором Мариинского театра Валерием Гергиевым и директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимиром Уриным.

По информации «Известий», г-н Гергиев согласился бы возглавить Большой, но на условиях объединенной дирекции: покидать Мариинку маэстро не собирался.

Перспектива вернуться к структуре Императорских театров не вдохновила учредителя, и Минкультуры обратило взоры на Большую Дмитровку, где руководил Владимир Урин. Последний дал согласие возглавить ГАБТ. Новым директором театра Станиславского станет первый заместитель г-на Урина, дирижер Ара Карапетян.

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящие имя и отчество Тахир Гадельзянович) руководил ГАБТом 13 лет. Театровед по образованию, он начал карьеру в качестве главного администратора ленинградского Малого театра. Спустя год перешел на ту же должность в Большой драматический, а в 1996 году дослужился до директорского кресла БДТ. В 1998-м по приглашению своего близкого друга Михаила Швыдкого пришел на телеканал «Культура», где трудился заместителем гендиректора. 1 сентября 2000 года г-н Иксанов возглавил ГАБТ.

Его приход совпал с молниеносным увольнением предшественника — Владимира Васильева. Народный артист СССР узнал о своем уходе из радиосообщения. Представляя Анатолия Иксанова труппе, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой заявил, что отныне театром будут руководить эффективные менеджеры.

Иксановский период в истории Большого театра останется временем больших административных свершений и оглушительных скандалов. В годы его правления ГАБТ открыл новую сцену и произвел тотальную реконструкцию исторического здания.

Полезными нововведениями г-на Иксанова стали хореографические «воркшопы», молодежная оперная программа, мощный попечительский совет, трансляции спектаклей Большого в кинотеатрах, а также сотрудничество театра с такими знаковыми фигурами современного искусства, как Алексей Ратманский, Дмитрий Черняков, Леонид Десятников.

Одновременно происходил разгул спекуляций на билетах, превращавший ГАБТ в театр для «выгуливания шуб»: на открытие исторической сцены в октябре 2011 года предлагались билеты по 2 млн рублей.

Громкие расставания с неугодными солистами ― зачастую весьма скандальными персонами ― продолжались в течение всего срока иксановского правления. Начиная с неформатных Николая Баскова и Анастасии Волочковой и заканчивая непокорными Русланом Прониным и Николаем Цискаридзе, многие жертвы кадровых решений г-н Иксанова обеспечивали ГАБТу мощные волны негатива в информационном пространстве.

Тревожный звонок для гендиректора прозвучал в 2011 году, когда случился порноскандал с участием управляющего балетной труппой Геннадия Янина. Г-н Янин подал в отставку, но административного расследования на предмет попадания в сеть его сомнительных снимков проведено не было. 

Напряжение в труппе выплеснулось наружу ― в прямом и переносном смысле ― в январе 2013 года, когда худрук балетной труппы Сергей Филин подвергся кислотной атаке. Это преступление нанесло грандиозный урон международной репутации Большого театра, несравнимый даже с ущербом от финансовых нарушений, допущенных при реконструкции исторической сцены.

С ноября 2012 года главным оппонентом г-на Иксанова, а заодно и претендентом на его пост, стал премьер Большого балета Николай Цискаридзе. Через несколько дней после того, как двенадцать мэтров русского искусства попросили президента страны отдать директорское кресло г-ну Цискаридзе, правительство досрочно и демонстративно продлило контракт с г-ном Иксановым ― но не на пять лет, как было в 2000-е, а лишь на два.

Публичные пикировки Иксанова и Цискаридзе, обострившиеся после нападения на г-на Филина, продолжались до последнего времени. 30 июня самый известный танцовщик Большого театра был уволен из труппы. По иронии судьбы, победитель «пережил» проигравшего лишь на девять дней.

При всей неизбежности смены одиозного директора, труппа восприняла отставку г-на Иксанова как неожиданность, что подтвердили «Известиям» руководители творческих служб ― управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили и глава балетного худсовета Борис Акимов.

По словам г-на Акимова, его удивила «несвоевременность кадрового решения»: труппа лишилась гендиректора накануне статусных гастролей балета в Лондоне и важной премьеры ― балета «Онегин».

Возможно, последней каплей в чаше терпения учредителя стал скандал с назначением составов в упомянутый балет, в результате которого от участия в спектакле демонстративно отказалось «лицо» Большого театра ― прима Светлана Захарова.

У Владимира Урина, руководившего театром Станиславского с 1995 года, как и у г-на Иксанова, есть опыт проведения масштабной реконструкции, который, впрочем, Большому уже вряд ли пригодится. Более важную роль в выборе его кандидатуры могло сыграть образцовое спокойствие в доверенном г-ну Урину коллективе: местные внутритеатральные конфликты практически не проникают во внешний мир.

В последнее время «Стасик» фактически является донором Большого театра. В 2011 году он подарил ГАБТу худрука балета Сергея Филина. Г-н Филин увел за собою премьеров Кристину Кретову, Семена Чудина и Марию Семеняченко. Теперь настал черед главного пожертвования в лице генерального директора.

В начале 2012 года в разговоре с «Известиями» Владимир Урин категорически отверг для себя возможность возглавить ГАБТ.

— Если бы предложили лет 15 назад, я бы подумал, поразмышлял. Как и для артиста, которого приглашают в Большой театр, это некоторый знак отношения к тебе как к профессионалу. Но сегодня бы сразу отказался. У меня самого прекрасное дело. И пока меня отсюда не выгонят, хотел бы заниматься этим домом, ― заверил г-н Урин.

Судя по тому, что такой позиции глава «Стасика» стойко придерживался на протяжении долгого времени, Министерство культуры нашло весьма серьезные аргументы, чтобы убедить его переехать с Большой Дмитровки на Театральную площадь.

В последние месяцы многие эксперты сходились на том, что г-н Урин ― едва ли не единственная фигура в отечественном театральном мире, способная справиться с таким сложным и больным организмом, как Большой театр. В этом смысле ни у Минкульта, ни у г-на Урина практически не было выбора.

Известия // вторник, 9 июля 2013 года

Анатолий Иксанов последовал за Николаем Цискаридзе

Анатолий Иксанов последовал за Николаем ЦискаридзеЗа девять летних дней Большой театр лишился самого известного артиста и генерального директора

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости сюжета «Большой театр»:

реклама

Интервью

Григорий Козлов

режиссер и худрук театра «Мастерская»

Интервью

Владимир Кехман

гендиректор Михайловского театра

реклама