Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters узнало о планах США ограничить Китаю доступ к самым развитым моделям ИИ
Политика
Путин и Лукашенко пообщались перед саммитом ЕАЭС в Москве
Экономика
Международные резервы РФ выросли в апреле на $7,537 млрд
Мир
Израиль обеспокоился возможным сокращением помощи от США из-за доклада Госдепа
Мир
В Венгрии исключили участие страны в расширении миссии НАТО на Украине
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Принц Гарри не сможет увидеться с Карлом III во время визита в Великобританию
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Кисловка и Новокалиново
Мир
Пытавшихся бежать в Венгрию через реку Тису мужчин задержали на Украине
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Мир
Президент Кубы назвал свой визит в Москву вехой в отношениях двух стран
Недвижимость
В Москве и Дубае сравнялись объемы строительства жилых небоскребов
Мир
Bloomberg сообщило о росте на 48% числа миллионеров в Нью-Йорке за 10 лет
Армия
ВКС России получили вторую в 2024 году партию истребителей Су-35С
Спорт
ФК «Факел» оштрафовали за оскорбление болельщиками игроков «Зенита»
Мир
Таможня Литвы сообщила о задержании двух электромобилей Tesla Cybertruck
Мир
Си Цзиньпин заявил об уважении к Сербии всего мира за ее курс на независимость

Общий интерес

Профессор Ильшат Гафуров — о том, как сотрудничество вузов, бизнеса и региональных властей может стать взаимовыгодным
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Когда в нашей среде начинают дискутировать о том, как наладить связи между вузами, бизнесом и государством так, чтобы было хорошо всем, первое, что приходит на ум, — это басня о лебеде, раке и щуке. Ну или афоризм, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Слишком по-разному эти субъекты понимают общий интерес, и нужны волевые усилия, чтобы «впрячь и поехать».

Нужно, например, изменить законы, запрещающие вузам участвовать на равных в простых товариществах и извлекать из этого прибыль. Кроме того, отменить ограничения, делающие в России никому невыгодным существование эндаументов (целевых фондов), благодаря которым успешно существует большинство вузов развитых стран. Много чего надо менять на уровне законодательства и подзаконных актов, любой ректор продолжит этот ряд. 

Но, продолжая «транспортную» метафору, — «улита едет, когда-то будет», а жить и работать надо сегодня: специалистов растить, науку двигать. И тут помощь может прийти со стороны местных властей региона, серьезных компаний, предпринимательских структур, всех, кто видит на перспективу и заинтересован в профессиональном росте кадрового состава. Да, зачастую тут дело в том, что получается вопреки, а не благодаря. Но главное ведь, чтобы получалось.

Я стал ректором КФУ в апреле 2010 года, как раз в то время, когда наш университет получил статус федерального и программу развития до 2019 года с весьма приличным бюджетным финансированием. Работы было впереди — невпроворот, но тяготило не столько это, сколько понимание, что одних денег мало, сколько бы их ни было. Нужны были связи, точнее — связь финансирования сверху с решением проблем «на земле» — в пространстве Казани и республики. Стало ясно, что без помощи власти не обойтись.

Так по распоряжению президента республики был создан попечительский совет КФУ, который позволил решить актуальные проблемы. Например, вопрос обеспечения служебным жильем профессорско-преподавательского состава, особенно привлекаемых к работе в вузе ведущих ученых. Также были выделены квоты для аспирантов и молодых ученых КФУ. Минздраву Татарстана, Межрегиональному клинико-диагностическому центру и Казанскому университету было поручено разработать трехстороннее соглашение о взаимодействии; минэнергетики и минобрнауки — оказывать КФУ содействие в создании инжиниринговых центров, а минземимуществу Татарстана и администрации Казани — продумать механизм предоставления помещений и выделения земельных участков для развития вуза.

Резко активизировалось сотрудничество КФУ с крупнейшими в Татарстане нефтедобывающими и нефтехимическими компаниями. Наши ученые оказались задействованными в перспективных исследованиях. Например, в разработке технологии добычи высоковязких нефтей — они широко востребованы в стране. Или в доведении до масштабов промышленного производства микросферических катализаторов для нефтехимиков.

Последний проект, к слову, показал и «побочный», если так можно выразиться, эффект: крупнейшая транснациональная корпорация, поставлявшая такие катализаторы на одно местное нефтехимическое предприятие, узнав о нашем успехе, тут же дала понять руководству компании, что готова чуть ли не вдвое снизить цену поставок, лишь бы сохранить свою долю на рынке. Несмотря на то что наш продукт оказался дешевле и эффективнее зарубежных аналогов, за пределами Татарстана нефтехимики по-прежнему используют импортный материал — это  привычнее, а для кого-то, быть может, и выгоднее.

Еще одна неприятная грань этого показательного во всех смыслах проекта обнаружилась, когда мы вознамерились стать бизнес-партнерами этого промышленного предприятия, — в конце концов катализаторы разрабатывались в университетских лабораториях, наши ученые и специалисты вложили в дело свои мозги и руки. Производственники не возражали, но на пути совместного опытного производства встал... закон.

То есть, с одной стороны, создание таких совместных производств допускается — в форме простого товарищества, но как только оно начинает извлекать доход, сделки признаются судами недействительными, и это повсеместная практика. Мы сформулировали предложение об изменении п. 2 ст. 1041 ГК РФ, в соответствии с которым вузам будет позволено заключать договоры простого товарищества в предпринимательских целях. Надеюсь, что представители Татарстана в Госдуме, среди которых есть наши выпускники, сумеют провести эту законодательную инициативу. Хотя бы в силу того, что без такой поправки невозможна реализация постановления правительства РФ от 9 марта 2010 года № 218 «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Конечно, такие «зазоры» в законодательстве сильно осложняют то самое искомое взаимодействие вузов, бизнеса и государства, но караван все же идет; власти и предприятия инвестируют в науку и в высшее образование, понимая, что сегодняшние затраты вернутся завтра сторицей.

В декабре 2016 года президент Владимир Путин подписал указ о «Стратегии научно-технологичного развития России до 2035 года», задающий основные векторы этому процессу. Большая часть из указанных в этом документе рекомендаций уже реализуется в КФУ. Это говорит о том, что мы на верном пути, и это вселяет надежду, что количество стратегически ориентированных вузов в стране будет расти. При деятельной поддержке и помощи властей регионов.

Автор — ректор Казанского федерального университета, председатель Совета ректоров вузов РТ


Прямой эфир