Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Игорь Верник: «Соблазны рождают в нас демонов»

Народный артист — о любви европейцев к МХТ, режиссерских «ключах» и победе над своим драконом
0
Игорь Верник: «Соблазны рождают в нас демонов»
Фото: из семейного архива Игоря Верника
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

​​​​​​​Текущий сезон выдался очень успешным для Игоря Верника. Сыграв главные роли в двух премьерах МХТ имени Чехова — «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» по пьесе Вуди Аллена и «Драконе» Евгения Шварца, известный шоумен напомнил публике о своем актерском призвании. Корреспондент «Известий» расспросил народного артиста о его новом амплуа.

— Со своим персонажем-драконом вы познакомили нас еще до премьеры спектакля, опубликовав снимок в Instagram. И ваши поклонники стали переживать, что же это за «отечность» появилась у Верника...

Материалы по теме
2

— Это было серьезное испытание (улыбается). Мы использовали даже не театральный, а полноценный «киношный» грим: очень проработанный, детальный. Я прихожу в гримерную за два часа до спектакля, потому что это очень сложный процесс, требующий проработки каждой черточки лица.

— Кстати, грим только у вас. Почему?

— Режиссер спектакля Константин Богомолов хотел, чтобы у моего дракона был возраст не Верника, а пожилого человека. Годы формируют наше лицо и характер. К старости мы становимся похожи на тех, кого мы умело скрываем,  — мы даже не подозреваем, что такой «дракон» живет внутри нас. Порой люди с возрастом облагораживаются. А есть лица, через которые проступает не самое светлое.

— По словам режиссера, его постановка — не о политике, однако некоторые зрители уловили в вашем гриме намек на Сталина, другие — на Брежнева. А на самом деле?

— Прямых аллюзий мы, конечно же, не закладывали. Но от камня, брошенного режиссером в воду человеческого восприятия, начинают причудливо расходиться круги. Люди сами достраивают образ персонажа и наделяют его характеристиками политических фигур. Нельзя сказать, что мой герой списан с конкретного лидера, однако дракон — это и Сталин, и Брежнев, и любой другой властитель.

— Как считаете, действительно ли розовое порой страшнее черного, как об этом говорит в своем спектакле режиссер?

— В черном нет лжи. Этот цвет, если говорить метафорически, более определен и понятен. Когда же красный — цвет страсти, мести, праведной ярости — выцветает, то он перерождается в розовый гламур. И на поверку всё оказывается ложью. В этом смысле сказка Шварца — на все времена. Мне кажется, нам удалось нащупать сегодняшнего дракона. Он живет в каждом человеке.

— Вам удавалось победить своего?

— Надеюсь, что да. Выходя на сцену и играя этот спектакль, мы, артисты, «выдавливаем из себя раба», как говорил Чехов, или того самого дракона. И зритель очищается, о чем-то задумывается и если уж не расстается со своим драконом, то хотя бы хватает его за хвост. Мы живем в большом городе, полном соблазнов. Человек нацелен на деньги, успех. Пространство вокруг нас наполнено тысячами манких и осязаемых благ. Сам воздух орет: «возьми, сделай, получи то, что хочешь!» И эти соблазны рождают в нас демонов.

— Так разве это не нормально — стремиться к успеху?

— Нормально, конечно. Важно на этом пути не потерять свое «я».

— Константин Богомолов ломает представление о традиционном театре. Вам, как актеру, сложно отказываться от привычного актерского инструментария?

— Костя всегда разный. Он верен себе, слышит время, знает, чего хочет. И, вместе с тем по-прежнему пробует, проверяет, совершенно не догматичен. Я работал с Костей, когда он делал спектакли, бьющие наотмашь, такие как «Процесс» по Францу Кафке. Или абсолютно пастельные, как например «Событие» по Владимиру Набокову. Или треш-эпос «Три мушкетера». Думаю, что такая палитра приемов связана со способностью режиссера отказаться от наработанных вещей, которые так востребованы у зрителя, и сделать что-то другое. В этом есть его дар — он не боится оступиться.

Связка отмычек медвежатника примитивна по сравнению с набором сложнейших психологических «ключей» Богомолова, которыми он «отпирает» пьесы. Большая радость встретить такого режиссера — у актера расширяется арсенал, появляются принципиально иные внутренние возможности, которые в тебе, безусловно, были, но ты не знал, как ими пользоваться. И, конечно, для меня огромное счастье играть на одной сцене с Олегом Павловичем Табаковым. Каждая репетиция с ним — это не только удовольствие от общения, но и большая актерская школа.

— Складывается впечатление, что театр занимал далеко не главное место в вашей жизни. Но вот в последние годы о вас заговорили как о большом театральном артисте.

— Мне очень приятно, что обо мне говорят как о театральном актере. В 16 лет я поступил в Школу-студию МХАТ, после отслужил в армии и в 22-летнем возрасте был принят Олегом Ефремовым в труппу театра. Московский художественный театр, который я обожаю, всегда занимал главное место в моей профессиональной жизни, хотя я очень много делал на стороне. Театр не всегда отвечал мне взаимностью, но в последние годы всё поменялось.

Знаете, говорят, что для каждого события есть свой возраст. Может быть, тогда я еще был не готов, а сейчас все сошлось. Конечно, я не мог сидеть на месте и ждать. Я всегда много работал: снимался на ТВ, вел шоу, и в какой-то момент это стало противоречить моему призванию. Тогда я остановил телевизионную карьеру, стал больше сниматься в кино, и вот теперь у меня появилась возможность полноценно работать на сцене любимого театра.

— Недавно вы побывали с гастролями МХТ имени Чехова в Германии. Сегодня в Европе театр встречают так же тепло, как и в былые времена при Станиславском?

— Честно говоря, мне трудно судить, как было при Константине Сергеевиче, — я в те годы со МХАТом не путешествовал (смеется). Зато мне посчастливилось побывать с гастролями в Японии, когда коллектив еще возглавлял Олег Ефремов. Гастроли длились месяц, и это был абсолютный фурор. Что касается нынешних выступлений в Германии, то они прошли прекрасно. 

Мне эта поездка напомнила жизнь «Битлз» — как восторженные девчонки поднимали машину с группой на руки и несли ее через город. Так же после каждого спектакля у служебного входа нас радостно встречали поклонники. В основном приходили наши бывшие соотечественники, которые давно живут в Германии. Конечно, у них есть голод по настоящему русскому театру. Не по антрепризе, когда на двух стульях играют полтора актера, а по полноценным постановкам, какие и показывает МХТ. Мы побывали в Дюссельдорфе, Франкфурте, Ганновере. И повсюду нас провожали совершенно счастливые зрители.

Справка «Известий»
Игорь Верник — народный артист России, певец, теле- и радиоведущий. Окончил Школу-студию МХАТ и в 1986 году был принят в труппу МХТ им. Чехова. Снялся более чем в 70 фильмах. Среди последних спектаклей актера —«Событие», «Мушкетеры. Сага. Часть первая», «Дракон», «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» и др. Соучредитель Фонда поддержки деятелей искусства «Артист».​​​​​​​

 

Прямой эфир