Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы

В программе форума органично сосуществовали музыка, танец, фотография и кинематограф
0
IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы
Фото: пресс-служба IV Транссибирского арт-фестиваля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Завершившийся в Новосибирске IV Транссибирский арт-фестиваль стал самым масштабным в своей истории. Границы расширили и география проекта, и его творческая часть.

— Традиции, которые мы задали в начале жизни проекта, обрастают новыми событиями. А новшества, в свою очередь, связаны с выходом традиционных направлений на новый уровень, — отметил  в беседе с «Известиями» художественный руководитель фестиваля Вадим Репин.

Материалы по теме
2

В этом году Транссибирский арт-фестиваль совпал с юбилейной датой — 80-летием Новосибирской области. После закрытия фестиваля в Сибири концертные вечера впервые пройдут в Тюмени, Самаре и Тобольске, а также в Санкт-Петербурге, Токио и Брюсселе.

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы

Если в прошлом году ощущался значительный перевес в сторону музыки, что ставило под сомнение приставку «Арт», то в этот раз форум полностью оправдал свое название. Музыка, танец, фотография и кинематограф в программе органично сосуществовали. Не на равных, но в стабильном балансе.

Фойе Новосибирской филармонии имени Арнольда Каца встречало зрителей фотовыставкой Александра Иванова, запечатлевшей участников фестиваля разных лет. Творческое кредо автора опознается мгновенно — поймать объект съемки в движении и запечатлеть сиюминутную эмоцию.

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы

Вот задумчивая Светлана Захарова, встав на пуанты, готовится к выступлению. На соседнем фото — Александр Князев и Вадим Репин под бравурный жест дирижера Шарля Дютуа завершают двойной концерт Брамса. Еще через пару шагов — уставшие Вадим, Дмитрий Юровский и Лера Ауэрбах принимают овации публики. Между репортажными фотоснимками раскинулись живописные пейзажи Италии, Индии, Бразилии, Аргентины.

— К «Транссибу» «природные» снимки отношения не имеют, — заметил фотохудожник. — Но в его контексте, без сомнения, воспринимаются как знак надежды: в будущем фестиваль затронет и эти страны.

Оптимизм Вадима Репина имеет реальную основу. Творческому уровню форума и разнообразию прозвучавших на нем опусов можно только подивиться. За 20 дней зрители успели встретить рассвет в горах («Весна в Аппалачах» Копленда), прогуляться по улицам Парижа («Американец в Париже» Гершвина), побывать на итальянском маскараде (увертюра «Римский карнавал» Берлиоза), оплакать жертв сталинского террора (Камерная симфония Шостаковича), потанцевать с мечтой (мировая премьера опуса Dreamdancers Энйотта Шнайдера), а кроме того — пополнить свой культурный багаж.

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы 

За исключением пары-тройки хитов — «Времен года» Вивальди, «Фантастических пьес» Шумана и квинтета Брамса — исполненные на фестивале сочинения мало известны широкой публике. Есть даже настоящие раритеты — например, Органная месса Баха, которая почти не звучит в России.

Однако Транссибирский фестиваль — это не только легендарные сочинения, но и легендарные артисты. В этом году его посетили дирижеры Лоренс Фостер и Владимир Федосеев, пианисты Николас Ангелич и Дана Чиокарли, скрипачи Владимир Спиваков, Джулиано Карминьола, Леонард Шрайбер, виолончелист Александр Князев.

Печалью меломанов стало малое присутствие в афишах имени идейного вдохновителя и организатора творческого собрания Вадима Репина. Скрипач принял участие в камерных концертах и выступил на юбилейном вечере Новосибирской консерватории с интермеццо из Испанской симфонии Лало. Свои нечастые появления он объяснил желанием уступить место коллегам.

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы

— Я не хотел перегружать собой программу. На первом фестивале играл почти везде. На втором и третьем — тоже. В этом году взял тайм-аут, а на следующем фестивале, в год нашего пятилетия, врежем по полной, — смеется артист.

И всё же лучшие эпизоды фестиваля — те, где играл Вадим Репин. Один из них — концерт «Романтика в лицах», состоящий из камерных сочинений XIX века, с участием Александра Князева, Николаса Ангелича, Леонарда Шрайбера и Со-Ок Ким. Состав исполнителей поначалу вызывал сомнения: смогут ли именитые музыканты презреть амбиции солистов и объединиться в ансамбль?

Драматургия вечера развивалась по нарастающей. Сперва артисты исполнили струнный терцет Дворжака, повествующий о красоте чешских пейзажей. Неспешное развертывание материала позволило музыкантам обратить внимание на детали: пропеть выразительные соло и насладиться сочетаниями тембров.

Кульминацией концерта стал знаменитый Квинтет Брамса: в трактовке ансамблистов он обрел поистине симфонический масштаб. Начальная балладная тема, объединяющая первую часть, прозвучала как грозное предзнаменование судьбы. И далее, через всё сочинение музыканты пронесли нужный драматический нерв и логично подвели развитие к финальному трагическому аккорду.

IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы​​​​​​​

— Мне посчастливилось выступить с крупными солистами. Но когда мы играем в ансамбле, никакого стремления к лидерству нет. Каждый думает об общей цели — объяснил успех выступления Александр Князев.

Главным же нововведением IV Транссибирского арт-фестиваля стала новая программа мастер-классов. В этом году Вадим Репин организовал двухнедельный цикл занятий по специальностям: вокал, фортепиано, скрипка, виолончель, труба, тромбон, дирижирование и импровизация.

Его слушателями стали более 3 тыс. человек, в том числе и совсем юные музыканты 5–6 лет. Вход на мастер-классы сделали свободным. Но секрет успеха программы — не только в ее доступности. Атмосфера на показательных уроках царила в высшей степени творческая, по накалу страстей не уступающая концертам.


Прямой эфир