Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

В Москве открылась выставка шедевров музея города Нукуса

Пушкинский музей стал территорией художественного диалога Узбекистана и России
0
В Москве открылась выставка шедевров музея города Нукуса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Россию приехала крупнейшая узбекская коллекция искусства и археологических ценностей. Правда, только на один месяц и лишь в виде избранных экспонатов (общим числом около 250), однако значимости события это не умаляет. Благодаря выставке «Сокровища Нукуса» российские зрители могут не только познакомиться с шедеврами среднеазиатской живописи, но и лучше узнать наш отечественный авангард первой половины XX века.

Материалы по теме
2

Основатель музея в городе Нукусе на юго-западе Узбекистана — московский художник, реставратор и коллекционер Игорь Савицкий. Попав в Самарканд в период Великой Отечественной войны, он погрузился в национальную культуру, а заодно и подружился с крупными московскими художниками, также жившими в эвакуации, — Робертом Фальком и Константином Истоминым. В 1950 году Игорь Савицкий переезжает в Каракалпакию и начинает собирать узбекское искусство. Причем его интересовало как прикладное народное творчество, так и профессиональная живопись местных мастеров.

Позже при содействии республиканских властей Игорь Савицкий расширяет коллекцию за счет российского авангарда, который в Москве оказался не ко двору. Знакомства времен войны помогли установить прямой контакт с художниками РСФСР. Можно только догадываться, как ему удалось убедить провинциальную администрацию в ценности абстракций Любови Поповой, импрессионистских эскизов Михаила Соколова, конструктивистских композиций Антонины Софроновой... Постепенно в Нукусе сформировалось собрание, поражающее не только ценностью и многочисленностью экспонатов (более 100 тыс.), но и концепцией.

Между авангардом и народными традициями нет водораздела — такова сквозная идея коллекции в Нукусе, а вслед за ней — и московской выставки. Национально окрашенный неопримитивизм с отсутствием перспективы и условным изображением человеческих фигур родственен столичным экспериментам 1920-х годов.

Поэтому нет ничего удивительного, что, например, холсты Роберта Фалька в соседстве с цветастыми полотнами Урала Тансыкбаева выглядят абсолютно органично.

Другое дело, что, помимо того же Фалька и Поповой, имен, известных широкой публике, здесь не представлено. Поэтому на выставку стоит идти прежде всего за узбекским искусством, а во вторую очередь — чтобы увидеть, как среднеазиатские мотивы отражались в творчестве выпускников московского ВХУТЕМАСа, волею судеб оказывавшихся в пустынном крае.

Экспозиция ГМИИ имени Пушкина знакомит посетителей со всеми основными направлениями нукусского собрания. На первом этаже здания личных коллекций разместились археологические находки (кувшины, погребальные урны, фрагменты мозаики), второй и третий этажи отданы под живопись первой половины XX века, преимущественно московскую. Наконец, один из залов основного здания посвящен ключевым произведениям узбекского искусства, в их числе и работа, ставшая эмблемой музея и никогда не покидавшая его стен, — «Бык» Василия Лысенко.

Эта работа действительно впечатляет, более того — гипнотизирует. В двух черных, абсолютно правильных кругах-глазах быка соединились геометрия супрематизма и витальность национального творчества. И таких шедевров в экспозиции немало. Но главное — выставка позволяет еще раз убедиться: границ территориальных, национальных и стилистических для настоящего искусства не существует.


Прямой эфир