Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Аскар Абдразаков: «Силой музыки хочется отвести людей от катастроф»

Знаменитый бас — о донкихотстве, традициях Шаляпина и постоянном движении
0
Аскар Абдразаков: «Силой музыки хочется отвести людей от катастроф»
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

9 февраля в Большом зале Петербургской филармонии с большим сольным концертом выступит Аскар Абдразаков. С певцом, которого в мире называют наследником Шаляпина, встретился корреспондент «Известий».

— Аскар Амирович, первое отделение вашей программы будет связано с образом Дон Кихота. Дань Шаляпину?

— Во многом — да. Обычно басы включают в свои сольные программы арии из опер Верди или Мусоргского. Мне же захотелось представить петербургской публике что-то более раритетное. Первое отделение состоит из сочинений трех французских композиторов. Это Жюль Массне, писавший оперу «Дон Кихот» в расчете на то, что заглавную партию споет Федор Иванович Шаляпин. Это Жак Ибер, тоже для Шаляпина написавший вокальный цикл «Песни Дон Кихота». Они стали, по сути, саундтреком к фильму 1930-х, где в роли Дон Кихота снялся Федор Иванович. Третий композитор — Морис Равель, автор «Трех песен Дон Кихота».

— Наше время располагает к донкихотству?

— Тема любви — вне времени. Вернее, она присутствует в любом времени, каким бы оно ни было. Сегодня, когда по телевизору постоянно показывают войны, необходимо петь о любви. Не только к любимой женщине, как поет Дон Кихот Дульсинее, но и о любви к ребенку, к родителям. Очень хочется силой музыки отвести людей от катаклизмов и катастроф.

— Вполне шаляпинская мысль…

— Действительно, так получается… Я родился в Уфе, где Федор Иванович начинал свою певческую карьеру и где этот факт очень ценят. В прошлом году, кстати, в Уфе впервые прошел конкурс вокалистов имени Шаляпина, и мне предложили возглавить жюри. Потом, Шаляпин — уроженец Казани, где проводится старейший российский оперный фестиваль его имени. В Казани на конкурсе Шаляпина я когда-то получил первую премию. А не так давно стал художественным руководителем Дачного фестиваля имени Шаляпина в Плёсе. Почему Плёс? Этот городок так понравился Федору Ивановичу, что он выкупил в его окрестностях землю и построил дом, ставший для него и его семьи летней дачей. Тень Федора Ивановича как будто преследует меня. Но это же здорово! Это был человек с такой харизмой, таким прекрасным нутром…

— Вы выросли в Башкортостане. На родине выступаете?

— Сейчас, когда я живу в очень интенсивном графике и работаю нон-стоп, приезжаю туда редко. Но, если меня приглашают выступить, и эти даты у меня свободны, то, конечно, соглашаюсь. Тем более, появляется возможность повидать маму — она живет в Уфе.

— А с братом, тоже знаменитым басом Ильдаром Абдразаковым, часто пересекаетесь? У вас есть общие проекты?

— В данный момент нет, поскольку у Ильдара своя семья, свои предложения и контракты. Кстати, за рубежом немногие знают, что мы братья. Иногда меня спрашивают: «А Ильдар что, твой родственник?» А узнав, что он мой родной брат, интересуются, кто из нас старше. Я шутя отвечаю: «Ну конечно он, что вы!» И люди верят. Хотя я на несколько лет старше. С братом у нас очень доверительные отношения, я очень люблю Ильдара.

— Вам интересен национальный башкирский репертуар?

— Не столько репертуар, сколько национальные башкирские песни. Меня много раз просили их исполнить и записать, но для этого нужно время. С мелодикой национальных песен нужно вырасти. Чтобы поймать мелизмы, которые есть в башкирских песнях, необходим скрупулезный труд, а значит, опять же время. Но когда-нибудь я обязательно исполню и запишу их.

— Вы год были министром культуры Башкортостана. Нет ли у вас желания вернуться к управленченской работе?

— Если это будет в сфере искусства, возможно. Но к министерскому портфелю возвращаться не хочу.

— Пишут, что ваша жена Наталья оставила ради вас работу в Госдуме. Приобщаете ее к миру музыки?

— Конечно. Наталья — исполнительный директор конкурса оперных певцов имени Римского-Корсакова в Тихвине, она помогает мне на фестивале в Плёсе. Без ее помощи сложно. Кроме того, она выступает и в качестве продюсера, когда ее просят организовать спектакли или концерты. Вообще по образованию моя жена режиссер, окончила Московский институт культуры. Так что сейчас Наталья как раз на своем месте.

— Вы однажды обмолвились, что когда-нибудь, может, возьмете учеников. С тех пор что-то изменилось?

— Брать себе ученика — это очень ответственно. Ты ведь строишь его судьбу музыканта. Вот с таким педагогом мне повезло в Уфе — это Миляуша Галеевна Муртазина. Мой папа был режиссером башкирского телевидения, делал фильмы — в том числе о национальной культуре. В одном из фильмов он снимал нашего выдающегося певца Радика Гареева. Именно он и посоветовал отцу: "Отвези сына к Миляуше, пускай она его прослушает". И я, уже десятиклассник, до этого не обучавшийся музыкальной грамоте, пошел к Миляуше Галеевне. Так меня все больше стало увлекать певческое поприще…

— Что вы посоветуете молодым людям, начинающим свой путь в искусстве?

— Нельзя останавливаться — творческий человек должен быть всегда в движении. Надо пользоваться возможностью участвовать в международных конкурсах, выезжать, показываться. И никогда нельзя ограничиваться только своей профессией. Нужно быть развитым всесторонне: читать книги, ходить в музеи, на лекции. Чтобы хорошо и красиво петь, нужно нести мысль, а она из воздуха не берется. Все эти впечатления образуют тебя, и такие преобразования зрители улавливают интуитивно. Человек выходит на сцену, начинает петь — и его интересно или неинтересно слушать. Голос выдает очень многое.

— То есть, вопреки известному выражению, для вас зеркало души — голос?

— Абсолютно. Я воспринимаю людей прежде всего через голос. Вслушиваюсь — и кажется мне, что понимаю психологию человека, даже секреты его нутра.

— Обычно люди с трудом воспринимают свой голос в записи. А как на это реагируют оперные певцы — с их-то красивыми поставленными голосами?

— Так же. Боже мой, кажется, это невозможно слушать! Но мне коллеги говорят: «Успокойся, Аскар, мы все не признаем себя в записи, это нормально». Но слушать себя необходимо для профессии: скажем, чтобы понимать, как звучит у тебя та или иная фраза.

— Вы ведете свою программу на радио «Орфей». Казалось бы, зачем вам радио при вашей занятости?

— Идея возникла спонтанно, за чашкой кофе. Мне предложили: «Аскар, у тебя хорошее слово, ты грамотно говоришь… Может, придумаем программу у нас на радио?». Это меня заинтриговало. И появилась передача «Гримерка «Орфея». Сначала были опасения: справлюсь ли? Все-таки я не профессиональный журналист. Может, это и помогает — провокационных вопросов не задаю, можем беседовать на любые темы. И это заведомо снимает напряжение, раскрепощает. А мне участие в этой программе важно для внутреннего развития. Ведь я встречаюсь с такими талантливыми людьми — помимо всего прочего, это просто очень-очень интересно.

Справка «Известий»

Солист Мариинского театра Аскар Абдрзаков выступает на лучших сценах мира, в числе которых Большой театр, «Метрополитен-опера», «Ла Скала», Парижская опера, Баварская опера и др. Репертуар артиста включает ведущие партии оперного репертуара — Бориса («Борис Годунов»), Аттилы («Аттила»), Филиппа II («Дон Карлос»), Захарии («Набукко»), Банко («Макбет»), Фиеско («Симон Бокканегра»), Дон Кихота («Дон Кихот») и др. Народный артист Республики Башкорстан.


Прямой эфир