Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Мир
Силы ПВО Сирии сбили несколько израильских ракет над Дамаском
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

Инженеры будущего

Предприниматель Ольга Ускова — о том, какие новые возможности открываются для молодых специалистов в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Говоря о формах кадровой поддержки в сфере ИТ и других стратегических направлений, определяющих развитие экономики, нельзя не обратить внимание на необходимость создания на базе ведущих университетов центров компетенции, призванных обеспечить интеллектуальную и кадровую поддержку отечественным прорывным проектам. Об этом говорил в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. 

Как показывает мировая практика, такие центры главным образом создаются по формату сотрудничества крупных промышленных корпораций и предприятий с научными учреждениями — лидерами в соответствующих фундаментальных областях науки. Основные их задачи — фундаментальные исследования, внедрение достижений науки в инновационные направления экономики, обеспечение устойчивости общего процесса разработок и минимизация риска выбора неверного направления. Еще одно из преимуществ такого рода структур — объединение под одной крышей команд исследователей и разработчиков. Что чрезвычайно важно для создания качественного высокотехнологичного продукта.

Идея создания таких центров не нова. Одним из ее авторов считается проректор Стэнфордского университета Фредерик Терман. С его помощью в Стэнфорд в свое время были привлечены федеральные заказы на прикладные работы, создан технопарк, основан первый приуниверситетский стартап — Hewlett-Packard.

Сегодня идея переживает очередной подъем. По мнению многих экспертов, он связан с переходом мировой экономики к новому технологическому укладу, авангардом которого является роботизация, затрагивающая почти все отрасли и порождающая принципиально новые рынки товаров и услуг. Роль такого рода структур в разработке инновационного продукта трудно переоценить. Сегодня это реальный тренд. Наиболее динамично в последнее время он проявляется в отрасли создания беспилотных транспортных средств, где был образован целый ряд альянсов между командами автопроизводителей: Toyota, Google, General Motors, Daimler AG и ведущими университетами — Стэнфорд, Ульм, Карнеги и др.

Приятно, что и Россия не стоит в стороне. По схожему принципу в нашей стране работает система базовых кафедр МФТИ в крупнейших ИТ-компаниях, вовлекая студентов в реальные технологические проекты. А на базе НИТУ МИСиС еще два года назад начался масштабный эксперимент по созданию международного центра робототехники с участием компании — разработчика искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies, ПАО «КАМАЗ» и участника проекта по созданию «умного» сельского хозяйства «Союз-Агро». Консультационное содействие ему оказывают специалисты Гарвардского университета и Стэнфорда. Проект уже может подвести первые итоги. Разработчикам удалось начать ликвидировать дефицит кадров в таких направлениях, как нейронные сети глубокого обучения, дизайн виртуальной среды, аналитика данных для «интернета вещей» и др. Такие профессионалы сегодня нужны как в России, так и во всем мире.

Также российские специалисты смогли создать целый ряд технологий компьютерного зрения, которые гарантируют безопасную работу искусственного интеллекта авторобота в сложных погодных и дорожных условиях: при отсутствии разметки, наличии ям, снежного покрова, в дождь, что обеспечивает российскому проекту конкурентное преимущество перед известными зарубежными компаниями.

Нам необходимо обеспечить непрерывность вертикали специализации: школьник — студент — магистрант — промышленный специалист. Подготовка специалистов при непосредственном участии промышленных заказчиков позволит постигать новое научное направление на фоне живой производственной практики, от игры к участию в реальных процессах.

Такие организации также должны обладать возможностями постоянного обмена опытом со своими коллегами — ведущими международными научными центрами. А наличие экспертизы проектов, полученной от представителей международного научного сообщества, позволит нашим университетам повысить свой статус и занять достойные места в престижных рейтингах.

Мировой технологический бум, несомненно, определяет состояние и настроение молодежной среды. Российские студенты проявляют повышенный интерес к новым решениям в перспективных направлениях науки и ее приложении. По данным НАИРИТ, 85% студентов младших курсов российских технических вузов интересует тема искусственного интеллекта и робототехники, и они хотели бы получать по ней дополнительную информацию. А 73% респондентов захотели участвовать в реальных проектах в этих сферах.

Нам необходимо учитывать этот фактор и более эффективно использовать его в проектах новой экономики. При поддержке государства подобная практика уже в этом году получит массовое развитие.


Автор — президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий

Прямой эфир